5,2K подписчиков

Короли неба: самые смертоносные истребители мира.

11K прочитали
Су-27. Все изображения и фото в статье взяты из открытых источников.
Су-27. Все изображения и фото в статье взяты из открытых источников.

В продолжение недавней статьи о бомбардировщиках, сегодня речь пойдет об истребительной авиации. Не в пример бомбардировщикам, истребители относительно распространены – они есть у большинства стран мира.

Вестники Армагеддона: прошлое, настоящее и будущее стратегической авиации.
Большая игра28 января 2023

Порой довольно сложно сказать, какие из этих машин «лучшие» – ведь у разных заказчиков разные требования, где-то важно количество и цена, где-то определенные возможности – например, ведение длительного патрулирования на большие дистанции, кому-то ключевым критерием является простота эксплуатации. Намного проще перечислить, какие из этих машин наиболее смертоносны для уничтожения всего встречающегося им на пути.

Современные технологии дают шанс на успех весьма широкому списку самолетов – если подвесить современные ракеты и получить целеуказание от наземных/воздушных РЛС или иных источников и иметь определенную толику удачи и умения пилота даже посредственный самолет может выйти победителем в воздушном бою.

Американский истребитель F-15.
Американский истребитель F-15.

В авиации, однако, лучшее враг хорошего – и действительно, самых смертоносных машин для уничтожения противника можно пересчитать по пальцам одной руки. Сегодня мы кратко рассмотрим, как авиация эволюционировала от пушек до ракет и сложилась современная концепция воздушного боя, 3 самых смертоносных истребителя современности и будущие перспективы этих машин.

В 1960-ых годах в США набирала популярность идея, что с развитием ракетных технологий ближний бой уходит в прошлое, а балом будут править самолеты, обладающие огромной скоростью, мощным РЛС и хорошими дальнобойными ракетами. Обладающий такими параметрами самолет сможет безнаказанно уничтожать противника с большого расстояния, сам риску не подвергаясь. Одним из таких самолетов был McDonnell Douglas F-4 Phantom – дорогой двухместный истребитель, позиционировавшийся как машина будущего. Начиная с 1959 года он побил 15 мировых рекордов в том числе по высоте и скорости полета. Считалось, что самолету будущего с новыми ракетами будет не нужен ближний бой, потому пушечное вооружение на нем отсутствовало.

Вьетнамский МиГ-17 и его жертва - F-4 Фантом.
Вьетнамский МиГ-17 и его жертва - F-4 Фантом.

Потом случился Вьетнам, в котором американские ВВС потеряли колоссальное количество самолетов – 3 с половиной тысячи машин (!!!), самой крупной статьей потерь были «Фантомы» - по разным оценкам было потеряно от 761 до 895 таких истребителей. Помимо небоевых потерь и огня ПВО, не мало самолетов полегло в воздушных боях.

Хваленые ракеты показали не самую высокую эффективность, а то время как старенькие МиГ-17 начала 50-ых, полученные вьетнамцами от СССР, порой могли внезапно атаковать и свести противостояние к ближнему бою, где своими пушками делали из беззащитных фантомов решето.

Новая эра во флоте: революция, сравнимая с появлением дредноутов и авианосцев.
Большая игра4 января 2023

В результате на F-4E пушка вернулась в арсенал этого истребителя, а по итогу Вьетнамской войны были сделаны выводы – США при разработке новых самолетов 4-го поколения даже на заточенные под дальний бой самолеты ставили пушечное вооружение. Помимо F-14 – дорогого и огромного самолета, вооруженного в этот раз и правда опасными ракетами дальнего боя, в 70-ых годах прошлого века США создали F-16 – бюджетный истребитель для ближнего боя, предназначаемый в первую очередь для стран союзников и на продажу в целом, F-15 – как основная ударная сила, сбалансированный для дальнего и ближнего боя и палубный F-18 – грубо говоря, урезанная версия F-15 для флота (ограниченное пространство авианосца накладывает ряд ограничений на самолет, F-15 для этой роли не подходил).

На этой ноте плавно перейдем к главным героям нашей статьи.

1. Сухой Су-35.

В продолжение недавней статьи о бомбардировщиках, сегодня речь пойдет об истребительной авиации.-4

Появление у США новой линейки истребителей 4-го поколения заставило СССР продумывать ответ этому вызову. При разработке ставилась задача создать самолет, по всем параметрам превосходящий лучший истребитель США – McDonnell Douglas F-15 Eagle.

Убийцу F-15 создало ОКБ Сухого – носящий на стадии разработки имя Т-10, в серию он пошел под наименованием Су-27, став одним из двух самых совершенных истребителей СССР/России. Время шло, F-15 модернизировался, модернизировался и Су-27.

Т-10 в сравнении с серийной моделью выглядел более "прилизанным".
Т-10 в сравнении с серийной моделью выглядел более "прилизанным".

Самая совершенная версия семейства самолетов на базе Су-27 – Су-35.

Су-35 – одноместный тяжелый истребитель, имеющий 21,9 метра в длину и с размахом крыльев 14,75 метров.

Максимальная скорость данного самолета составляет 2 500 километров в час, а практический потолок – 20 километров. Одной из исключительных характеристик этого самолета является дальность полета – 3600 километров без подвесных топливных баков, 4500 с ними (одна из причин высокого интереса к данной машине на мировом рынке, особо ценно для патрулирования морских просторов).

Компоновка Су-35 и примеры вооружения.
Компоновка Су-35 и примеры вооружения.

Несмотря на то, что Су-27/35 является крупным тяжелым истребителем, он изначально создавался сверхманёвренной машиной, способной без труда в ближнем бою уничтожать F-16, а в дальнем – F-15. В ближнем бою у семейства Су-27 нет конкурентов – западным аналогам на протяжении всего существования этой машины приходилось пытаться «догнать» отечественных конструкторов – уже в 80-ых на Су-27 было лазерное наведение и возможность отслеживать и наводиться на цели «взглядом» - по шлему (в США данную технологию реализовали только в 00-ых). По мере совершенствования технологий Су-35 обзавелся соплами двигателей с управляемым вектором тяги – при маневрировании они отклоняются в нужном направлении, сильно увеличивая и без того высокие маневровые характеристики самолета.

В мире не существует самолетов, способных сравниться с Су-35 в маневровом ближнем бою. Единственное, что пытается противопоставить Запад – атаковать с большого загоризонтного расстояния ракетами большой дальности надеясь, что пилот «сушки» проворонит момент и будет поражен.

Впечатляющий ракетный арсенал Су-35 - 12 ракет.
Впечатляющий ракетный арсенал Су-35 - 12 ракет.

В российских ВКС пилоты Су-35 проходят тренировки по уклонению от таких ракетных атак путем использования сверхманевренных характеристик своих машин, а крупные габариты Су-35 позволили установить на него достаточно мощную РЛС Н035 Ирбис, способную обнаруживать ракеты и самолеты противника с большой дистанции. Касаемо РЛС и ЭРП (эффективная площадь рассеяния – проще говоря, насколько легко засечь тот или иной объект) ходит много спекуляций.

Будущее российского флота – насколько серьезна потеря «Москвы» и есть ли свет в конце туннеля?
Большая игра7 июня 2022

Заявляется, что Ирбис может видеть объекты с ЭПР 0.01 м² до 100 км; ЭПР 0.1 м² до 160 км; ЭПР 1 м² до 270 км; ЭПР 3 м² до 400 км. Главный конкурент – американский F-22 – по заявлению американцев обладает ЭПР 0,0001 и абсолютно невидим, а то время как главный конструктор российского самолёта 5-го поколения Су-57 - Александр Николаевич Давыденко – вместе с другими исследователи давали оценку ЭПР F-22 в пределах 0.3 м². Данные параметры являются предметом постоянных спекуляций потому, до тех пор, пока не произойдет реального боестолкновения, правду мы вряд ли узнаем.

Су-27 оказался настолько удачным, что на его базе создали даже фронтовой бомбардировщик - Су-34. На данный момент в своем классе эта машина является самой совершенной в мире. Однако сегодня статья об истребителях.
Су-27 оказался настолько удачным, что на его базе создали даже фронтовой бомбардировщик - Су-34. На данный момент в своем классе эта машина является самой совершенной в мире. Однако сегодня статья об истребителях.

Крупные габариты Су-35 позволяют ему нести 30мм авиапушку и до 8 тонн боевой нагрузки на 12 узлах подвески. Помимо количества, интерес вызывает размер используемых ракет.

Су-35 может брать на вооружение такие крупные ракеты, как Р-37 (и проходящая испытания КС-172) – прозванные как «убийцы Аваксов», это единственные в мире ракеты воздух-воздух, которые могут наносить удары на колоссальные 400 километров.

Су-27 вместе с Ту-22М.
Су-27 вместе с Ту-22М.

Помимо воздушного боя, Су-35 может использоваться для поражения наземных целей или кораблей – используемые им ракеты Х-35У могут поражать морские цели на дистанции до 260 километров, делая данный самолет смертельно опасным противником для любой цели.

На вооружении России состоит 124 самолета Су-35.

Помимо Су-35, Россия располагает 135 Су-30 – двухместная версия Су-27 используемая как перехватчик. В отличие от F-15, Су-27 обладает возможностью подниматься с авианосца и на вооружении ВМФ РФ находится 26 самолетов Су-33, адаптированных под использование на единственном российском авианосце – Адмирале Кузнецове.

Су-30
Су-30

Подводя итог – Су-35 является мощным и надежным универсальным истребителем, комфортно ощущающим себя как в ближнем, так и в дальнем бою, не имеющий аналогов по маневренности и дальности полета и имеющий возможность поражать любые цели – в воздухе, на земле и на воде, что делает его желанным приобретением для любой армии мира и объясняет его популярность на рынке вооружений.

Страны могут не покупать его только по 2-ум причинам - отсутствие денег или нахождение в лагере США и/или политическое давление с их стороны.

2. Микоян-Гуревич МиГ-31

МиГ-31
МиГ-31

В 1960-ых годах слухи о появлении у США суперскоростного бомбардировщика XB-70 «Валькирия» толкнули СССР на создание самых быстрых боевых самолетов в истории человечества – истребителей МиГ-25, которые развились в свою современную версию – МиГ-31.

МиГ-31 не обладает такой популярностью, как Су-35 или американские машины, тем не менее, возможно, является самым опасный истребителем в мире. Возможной причиной низкой известности является то, что кроме России этими самолетами располагает только Казахстан – в отличие от Су-35, данные самолеты не поставляются на экспорт даже в урезанном виде.

МиГ-25. Когда в США услышали о появлении у русских самолета, способного летать в 3 раза быстрее скорости звука, это вызвало примерно такую же панику, как и слухи в СССР о "Валькирии".
МиГ-25. Когда в США услышали о появлении у русских самолета, способного летать в 3 раза быстрее скорости звука, это вызвало примерно такую же панику, как и слухи в СССР о "Валькирии".

По классификации НАТО Foxhound – лисья гончая или лисогон, этот самолет, без преувеличения, летает быстрее и выше всех. Максимальная скорость МиГа – 3100 километров в час, а потолок – 30 километров (!!!).

Имея 22,6 метров в длину и 13,4 метров в размахе крыльев, этот большой двухместный истребитель-перехватчик имеет дальность полета до 3000 километров (с дозаправкой в воздухе в 2013 году была достигнута дальность более 8000 километров).

Вооружение МиГ-31.
Вооружение МиГ-31.

Не сложно догадаться, что данная машина создавалась что бы догонять американские бомбардировщики или самолеты разведчики (такие как SR-71 Blackbird), так что задачи маневренного боя перед ней никто не ставил.

Достаточно мощная РЛС Заслон-М по состоянию на 1998 год могла обнаружить цели на расстоянии до 400 километров. Проект был засекречен, потому более новых данных по РЛС МиГ-31БМ нет – кроме, пожалуй, того, что самолет может вести до 24 целей и одновременно атаковать 8 из них. Считается, что РЛС МиГ-31 более крупная, совершенная и мощная, чем на Су-35.

Ввиду того, что "Валькирия" не состоялась, одной из главных целей для МиГ-25 стал самолет-шпион SR-71 Blackbird (черный дрозд). Он, как и МиГ, развивал скорость в 3 раза превышающую скорость звука.
Ввиду того, что "Валькирия" не состоялась, одной из главных целей для МиГ-25 стал самолет-шпион SR-71 Blackbird (черный дрозд). Он, как и МиГ, развивал скорость в 3 раза превышающую скорость звука.

Помимо отслеживания целей, МиГ-31 интегрирован с другими российскими боевыми самолетами и может выполнять функции летающего штаба/самолета ДРЛО (Авакса), координируя и наводя на цель прочие российские самолеты.

Из вооружения МиГ-31 несет 23мм авиапушку и до 3 тонн боевой нагрузки и 8 ракет – 4 на основных точках полу-утопленные в корпус самолета для снижения заметности и сопротивления и 4 на подвесках на крыльях. Для поражения крупных целей на большой дальности МиГ-31 может использовать до 4 ракет Р-33 с дальностью до 304 километров, для более маневренных – до 6 разнообразных ракет дальностью поражения до 120 километров.

Компоновка МиГ-31.
Компоновка МиГ-31.

Помимо «классических» ракет МиГ-31 имеет вариант «К» - используемый в качестве носителя гиперзвуковой ракеты «Кинжал», что сильно расширяет возможности применения самолета.

На вооружении Россия имеет более 250 таких самолетов. Помимо России в мире только Казахстан располагается 31 такой машиной.

МиГ-31 с гиперзвуковым Кинжалом. Когда такие взлетают с аэродромов Белоруссии в ряде соседних стран по тревоге поднимается ПВО.
МиГ-31 с гиперзвуковым Кинжалом. Когда такие взлетают с аэродромов Белоруссии в ряде соседних стран по тревоге поднимается ПВО.

Подводя итог – МиГ-31 больше похож на истребитель «американского» стиля боя – это самый быстрый боевой самолет на планете, за счет чего его пилоты могут сами решать, когда начинать бой, а когда от него уклониться. Возможность устанавливать на него гиперзвуковые ракеты «Кинжал» выводят этот самолет на новый уровень, делая его частью системы стратегического сдерживания и носителя ядерного оружия.

3. Lockheed Martin/Boeing/General Dynamics F-22 Raptor.

F-22.
F-22.

F-22 Raptor (англ. хищник) – является венцом творения американских конструкторов в части истребительной авиации. Хищник начал разрабатываться в 1980-ых – в связи с появлением Су-27, потребовался самолет на замену F-15, способный бороться с советским истребителем. На конкурс вышло 2 машины – плоды коллективного труда американских корпораций - Lockheed Martin/Boeing/General Dynamics YF-22 и Northrop Grumman /McDonnell Douglas YF-23.

Победил F-22.

YF-23.
YF-23.

Хищник – одноместный истребитель завоевания превосходства в воздухе 18,9 метров в длину и с размахом крыльев 13,56 метров, максимальной скоростью 2410 км в час и дальностью полета до 2960 километров при использовании двух подвесных топливных баков. Учитывая, что главная «особенность» этого самолета – «стелс» т.е. низкая заметность – что бы ее реализовывать ни о каких подвесных топливных баках не может быть и речи. Дальность полета F-22 без подвесного топлива составляет около 1800 километров, а боевой радиус – 760 километров (дальность, на которой самолет может действовать в бою – ведь нужно учитывать запас топлива для непосредственно боя и на обратный путь), что является одной из серьезных «болячек» данного самолета – для эффективной борьбы с самолетами противника аэродром хищников должен быть расположен достаточно близко к линии фронта, что делает его уязвимым.

Являясь «стелсом», Хищник основное свое оружие несет во внутреннем отсеке – это до 2 ракет ближнего боя AIM-9 Sidewinder с дальностью стрельбы 18 километров и до 6 ракет AIM-120 AMRAAM, самые новые модификации которой обладают дальностью поражения до 180 километров. Несмотря на концепцию «стелс», на Рапторе установлена 20мм авиапушка «Вулкан» (уроки Вьетнама были ну очень болезненные).

Компоновочная схема F-22.
Компоновочная схема F-22.

Помимо вышеуказанного, на F-22 можно подвесить до 2,2 тонн боевой нагрузки на внешние крепления – однако это ставит крест на возможностях малозаметности, потому в реальном бою рассматривать данный вариант нет смысла.

На протяжении всего своего существования Раптор являлся предметом диспутов и спекуляций. С одной стороны, он презентуется как самый совершенный истребитель в мире – будучи полностью невидимым для радаров, он должен обнаружить противника своими мощными РЛС и безнаказанно атаковать своими ракетами AIM-120. Один из главных плюсов данной ракеты – принцип «выстрелил и забыл» - что позволяет пилоту запустить в противников град ракет и благополучно сматываться, снижая до 0 свои шансы быть сбитым.

Иммельман на примере Су-27.
Иммельман на примере Су-27.

Помимо «стелса» Раптор обладает соплами с изменяющимся вектором тяги – правда только в вертикальной плоскости, что улучшает маневренные характеристики самолета и позволяет ему быстрее совершать маневры – например, боевой разворот или иммельман.

Впрочем, даже с учетом сопл, Хищник сильно уступает в маневренности семейству Су-27, потому ближний бой для этого самолета не желателен.

С другой стороны, бытует мнение, что F-22 не такой уж и невидимый и современные радары могут его обнаруживать на весьма солидной дистанции в 150-200 километров. Помимо этого, самолет обладает полным «пакетом» болячек всех «стелсов» - покрытие достаточно капризно в эксплуатации, требует постоянного обслуживания, очень чувствительно к осадкам и прочим причудам погоды. Помимо этого, за всю историю эксплуатации самолет преследуют неудачи и поломки, сбои оборудования.

Отсек вооружений F-22.
Отсек вооружений F-22.

Например, в 2010 году из-за отказа кислородного оборудования и удушья пилота на Аляске разбился один из Рапторов, его пилот погиб. Потому, при потолке в 20 километров, с 2011 года Рапторам было запрещено подниматься выше 7,6 километров из-за так и не исправленного дефекта кислородного оборудования самолета – пилоты продолжали жаловаться на неприятный запах в кабине и удушье. Считается, что без кислородной маски допустим полет на высоте до 5,4 километров, потому при отказе кислородного оборудования считается что с высоты 7,6 километров можно быстро сбросить ее до 5,4. По этой же причине Рапторам было запрещено совершать длительные перелеты над водными преградами, горами и т.п. В июле 2012 данные дефекты были устранены.

Так и не решенной проблемой Раптора является отсутствие боковых радаров – что бы отслеживать и атаковать противника самолеты необходимо двигаться на цель «лоб в лоб», что ставит самолет под угрозу приблизиться к цели до такой степени, что он станет уязвим.

В продолжение недавней статьи о бомбардировщиках, сегодня речь пойдет об истребительной авиации.-22

Другая проблема больше похожа на дурной анекдот, однако это правда. Видите ли – у армии США есть две «вундервафли». Первое – это «стелсы», второе – это «сетецентрическая» система взаимодействия. Проще говоря – связь, все военные будь они на земле в небе или на море связанны друг с другом и со спутниковой сетью, за счет чего в штабе могут достаточно быстро принимать решения и реагировать на те или иные вызовы хаоса поля боя.

Комизм в том, что «самый совершенный» в мире истребитель F-22... в эту систему не подключен. В 80-ых считалось, что F-22 является чудо машиной будущего, потому он вытеснит все существующие истребители и будет произведен тысячами. Как вы могли догадаться – характеристики самолета оказались не так высоки, как обещалось, в отличие от цены – она наоборот оказалась даже выше обещанной – по 150 миллионов долларов США за единицу (Су-35 для сравнения стоит – по разным источникам и в зависимости от комплектации – от 25 до 75 миллионов долларов).

В общем, Рапторы очень хорошо взаимодействуют друг с другом… но не могут взаимодействовать с остальными войсками США – они не могут использовать тактическую систему обмена данными Link 16, потому для связи им приходится использовать рацию, что моментально демаскирует самолеты.

Преодоление звукового барьера.
Преодоление звукового барьера.

Другая проблема вскрылась во время операций в Сирии – у F-22 отсутствуют инфракрасные поисковые и трековые датчики, делая Раптор «слепым» в инфракрасном диапазоне и лишая возможности поиска тепловых сигнатур самолётов противника. Командир 95-й экспедиционной истребительной эскадрильи ВВС США, расквартированной на авиабазе Аль-Дафра в ОАЭ, в интервью изданию Aviation Week рассказывал, что F-22 не снабжён необходимым набором инфракрасных и оптических устройств, которые бы позволяли оперативно определять, чей именно самолёт находится вблизи в ночное время.

Всего США эксплуатирует 182 F-22 «Раптора».

F-35.
F-35.

По итогу можно сказать, что независимо от того, работает «стелс» как обещают американцы или нет, несмотря на проблемы F-22 с «общением» и идентификацией, а также невозможность действовать в любую погоду и малую дальность полета это – по-прежнему – очень серьезный самолет.

Расположение оружия во внутренних отсеках положительно сказывается на летных характеристиках самолета и снижает его заметность, а скорость и серьезное ракетное вооружение делают его достаточно опасным в воздушном бою.

F-22 обладает сравнительно ограниченным набором вооружения, потому его возможности сводятся на ведение воздушной войны. Впрочем, разработчики изначально и создавали его как чистый истребитель.

Как бы то ни было, это самый совершенный «Западный» истребитель и недооценивать его точно не стоит.

Список самолетов, так или иначе приписываемых к 5-му поколению. Больше половины из них вряд ли когда либо пойдут в серию.
Список самолетов, так или иначе приписываемых к 5-му поколению. Больше половины из них вряд ли когда либо пойдут в серию.

Перспективы на будущее.

Кто-то, возможно, спросит – почему же в списке нету российского «стелса» Су-57 или американского же F-35? А что по поводу китайского «стелса» J-20 или J-31? А Су-75 «Шахимат»?

Су-57 – в перспективе – может стать достойным продолжением и заменой Су-35. Особенно, когда доведут до ума новые двигатели, создаваемые под этот самолет – тогда, возможно, семейство Су-27 отправится на заслуженный покой, как и прочие великие легенды прошлого. Однако на данный момент самолет по-прежнему полуэкспериментальный и только готовится к серии, потому делать какие-то выводы по нему все же рано.

F-15SE. Главное визуальное отличие - ракеты находятся во внутренних отсеках.
F-15SE. Главное визуальное отличие - ракеты находятся во внутренних отсеках.

С китайскими поделками аналогично – на данный момент Китай не разработал ни одного современного самолета, их лучшие истребители – купленные в России Су-35 (именно они в первую очередь поднимаются в небо у Тайваня и прочих «напряженных» точках – когда пахнет жаренным Китай забывает про патриотичную риторику и достает из кармана реальные козыри), за ними следуют лицензионные и полулегальные копии самолетов семейства Су-27. Серьезно относиться к рассказам, что в поднебесной разработали истребители нового поколения, сложно.

Су-57 (он же Т-50).
Су-57 (он же Т-50).

Что касается F-35… это многофункциональный самолет, по сути – дыра в бюджете. На бумаге он должен был заменить целый ряд самолетов, выполняя задачи штурмовиков А-10, легких фронтовых бомбардировщиков типа F-111 (уже устаревшая машина, для понимания аналогий - у России эти задачи выполняют Су-24 и Су-34) а также быть палубным истребителем типа английского Hawker Siddeley P.1127 и еще быть истребителем завоевания господства в воздухе…. В итоге появился дорогой самолет с ценой в 110 миллионов долларов но с очень низкими летными характеристиками (максимальная скорость – 1900/1400 км в час. -в зависимости от версии А или Б/С, последние с вертикальным взлетом и посадкой, дальность полета – от 1600 до 2200 километров, потолок – 15 километров, ужасно низкая тяговооруженность – от 0,75 до 0.9, для сравнения у Су-35 и Раптора эти параметры 1.1 и 1,15, у Су-57 с новыми двигателями обещают до 1,36). Помимо этого у F-35 огромный багаж нерешенных проблем, списки которых по итогам авторских надзоров в эксплуатации этих машин исчисляются сотнями - по сравнению с болячками F-35, проблемы "Рапторов" выглядят незначительными детскими шалостями.

В продолжение недавней статьи о бомбардировщиках, сегодня речь пойдет об истребительной авиации.-28

Прочие самолеты рассматривать даже смысла нет – все они в лучшем случае бюджетные версии вышеуказанных самолетов (например, тот же Су-75 «Шахимат» - в перспективе хороший недорогой самолет на экспорт), производимые из экономических соображений либо для поддержки национальных производителей.

Практика показывает, что дроны не могут заменить истребительную авиацию и будут использоваться разве что в поддержке истребителей (например – Су-57 должен иметь возможность координировать дроны поддержки) а потому главным в небе по-прежнему еще на долгие годы будет человек.

Помпезная презентация Су-75. Впрочем - давно пора, в кои то веки отечественные производители начинают выходить на западный уровень маркетинга.
Помпезная презентация Су-75. Впрочем - давно пора, в кои то веки отечественные производители начинают выходить на западный уровень маркетинга.

В случае России это Су-35, МиГ-31 и в обозримом будущем Су-57.

Со стороны США — это по-прежнему F-22 Раптор, весьма вероятно что мы увидим очередную реинкарнацию F-15 в облике SE (Silent Eagle) – доработка уже бывалого ветерана с технологией малозаметности и внутренним расположением вооружений.

Если брать остальные державы, то в вопросах истребительной авиации им пока остается лишь следовать в фарватере разрабатываемых Россией и США машин, довольствуясь экспортными версиями и разного уровня качества копиями.

Китайский J-20.
Китайский J-20.

Благодарю за прочтение, если понравилась статья – буду признателен, если подпишитесь на канал чтобы получать уведомления о новых материалах, либо просто что бы поддержать канал.