В 1982-м году, после не очень приятной критики в адрес группы Judas Priest по поводу предыдущего альбома «Point of Entry», музыканты решили перестать расслабляться, и поспешили вернуться на путь «истинного» хэви-металла, начавшегося с появлением альбома «British Steel» в 1980-м. И совершенно неожиданно для себя, как они впоследствии вспоминали, записали свой самый удачный в коммерческом плане альбом – «Screaming for Vengeance», который побил в том году творения многих именитых хэви-металлистов и сегодня считается классикой жанра.
«Присты» - одна из моих самых любимых рок-групп. Когда-то они шли в моем рейтинге ноздря в ноздрю с «Мэйденами», но тут наступил 1986 год, обе группы споткнулись и издали чересчур уж коммерческие диски. Но Judas Priest в итоге сохранили равновесие и снова вышли на столбовую дорогу, а «Мэйдены» упали туда, откуда уже вылезти им оказалось невозможно. Поэтому о мёртвых или хорошо, или ничего. Лучше я не буду об Iron Maiden ничего – я написал серию публикаций об их лучших дисках, а больше пока ничего писать не буду. Может, потом продолжу.
А вот о «Пристах» можно писать вечно, причем в самых разных ракурсах. И в то время как «Мэйдены» мне когда-то понравились сразу, с первого же услышанного риффа, то от первого знакомства с «Пристами» я очень долго плевался.
Помню начало 1983 года, когда я вернулся из рядов Советской Армии, и начал раскапывать кучу магнитофонных бобин, которыми меня снабдил один мой кореш, который все эти два года сидел дома и целенаправленно изучал все новинки рок-музыки. А я в армии их изучать не мог, так как из той тьмутаракани, где я служил, ничего музыкального тяжелее Аллы Пугачёвой или Ивицы Шефези расслышать было невозможно.
Как итог – когда я вернулся из армии, я попал на огромную кучу групп, в 70-е хорошо известных на Западе, а у нас появившихся только с началом 80-х. По крайней мере, до конца 80-го я их на нашей одесской «туче» не встречал.
Вот одной из этих групп и были «Присты». На одной из бобин моего кореша я откопал супер-крутую, по его словам, группу Judas Priest с их альбомом «Point of Entry» 1981 года. Ну, я поставил пленку на магнитофон, врубил запись через «Одиссей» и колонки S-90, и стал слушать.
Что сказать? Похабней подражания любимым мной «Киссам» я не слышал. Дослушав пленку до конца, я вернул ее и зарекся больше это деремо под названием Judas Priest не слушать.
Но ближе к лету другой мой кореш притащил мне пленку с концертной записью «Пристов» 1979 года «Unleashed in the East», и я согласился ее прослушать только лишь из уважения к нему. И случилось чудо! Я так забалдел с этой записи, что сразу же переменил свое решение больше «Пристов» не слушать, и стал разыскивать все их записи, которые только мог разыскать.
Сперва мне в руки попал диск «Sin After Sin» 1977 года – это был полный улёт. Потом я заслушал «British Steel» 1980 года, но уже на магнитофонной пленке. Правда, этот диск мне понравился только наполовину, но зато та половина, которая понравилась – она стоила сразу нескольких других половин.
Потом мне довелось услышать «Stained Class» 1978-го, и я так улетел от этой музыки, что мне непременно захотелось прикупить диск, чтобы владеть этим шедевром в полной мере. У меня тогда образовался полтинник (50 полноценных советских рубликов), и я на первой же «туче» кинул клич – куплю «Stained Class» по любой разумной цене, только как можно быстрее!
Ну, за полтинник обнаружился диск, очень не новый, зато моментально. Конечно, в таком состоянии он полтинника не стоил, но сбить цену не удалось, пришлось купить. И благо, что диск не скрипел и не скакал – нормальная оказалась пластинка, несмотря на то, что затёртая. Долго она у меня была – несколько лет, пока, мне не пришлось отдать ее за долги.
В общем, все 80-е эпопея с «Пристами» у меня была очень бурная, я печалился по поводу «Turbo», который обломал многих хэви-металлистов, и радовался за «Ram It Down», который оказался даже круче, чем самый любимый мной «Defenders of the Faith». Ко второй половине 80-х я стал законченным фанатом «Пристов», и к тому времени мне в руки не шел только альбом «Screaming for Vengeance» 1982 года, который я даже на магнитофоне прослушать нормально не мог.
Ну, неуловимый он был какой-то.
Но вот я его, наконец-то, прослушал, правда, на магнитофонной ленте. И он произвел на меня двойственное впечатление. С одной стороны начинался он так шикарно, как не начинался ни один «пристовский» альбом, даже «Defenders of the Faith», но вот к середине первой стороны музыка как-то скисла и скатилась в какую-то «попсню», как мне тогда казалось. Правда, вторая сторона началась с новой порции зубодробительных шедевров, но они опять-таки быстро скисли, снова упав в какую-то шлягерную бездну.
И это мне показалось странным, потому что «Присты» в попсу ранее никогда не окунались. Ну, было в их репертуаре пару-тройку «околопопсовых» номеров, однако они неизменно были шедеврами («Diamonds & Rust», «Breaking the Law» или «Living After Midnight»), а тут вообще-то ни о каких шедеврах речь не шла.
Ну ладно, я недолго расстраивался тем фактом, что альбом вышел таким «двуличным», потому что те четыре зубодробительных номера, по сути, сделали весь альбом, а всю эту «попсу» можно было считать необходимым балластом и слушать как бы в добивку. Сам диск мне купить не удалось (денег не было), но зато когда я записал его на пленку, то все четыре шедевра вывел в первую половину.
Гораздо позже, правда, я начал в этом «балласте» находить свои прелести, потому что зубодробительные шлягеры уже надоели, а альбом все же слушать хотелось. Вот тут-то эта «добивка» и пригодилась, и в итоге оказалось, что не такая уж она и плохая, и каждая песня имеет свои прелести. Если по-честному, то «попсовыми» оказались только два номера, но если к ним не сильно придираться, то и они за металл сойдут, особенно если представить, что альбом – это одна большая концептуальная пьеса, и эти две песенки просто интермедии, или предисловия к кульминациям основных частей общего музыкального полотна.
Итак, я принял эту концепцию, и у меня получился шикарнейший альбом металлического периода группы. Я сознательно не хочу смешивать металлический период Judas Priest 80-х с хард-роковым периодом 70-х, потому что это две разные музыки, и роднит их только специфический вокал Роба Халфорда (буду называть его фамилию именно так, как она произносилась нашими «пристоманами» в те далекие времена).
Итак, «Screaming for Vengeance» записывался с начала зимы по конец весны 1982 года в Испании, а точнее, на острове Ибица (Балеарские острова в Средиземном море), как, впрочем, и предыдущий «Point of Entry». В те времена в Великобритании действовало драконовское налогообложение, и поэтому большинство британских музыкантов предпочитало записываться за рубежами своего Отечества. Правда, главный свой хит «You've Got Another Thing Comin'» группа записала в последнюю очередь, уже во Флориде, где производилась шлифовка альбома перед выпуском. Эта песня вообще к записи не планировалась из-за кажущейся бесперспективности, но руководство лейбла увидело в ней потенциал, и заставило песню дописать как положено и добить ей альбом.
Как итог – этот номер стал чуть ли не самым популярным из всего репертуара группы на тот момент в США, и в немалой степени именно благодаря ему стал самым коммерчески успешным достижением JP и сам альбом. Появившись на прилавках в июле 1982-го, диск «Screaming for Vengeance» уже к концу октября этого же года стал в США «золотым» (500 тысяч проданных экземпляров), а к середине апреля следующего, 1983-го, получил «платиновый» статус (1 миллион).
Правда, до второй своей «платины» в Америке пластинке пришлось добираться целых 19 лет. Тем не менее, свою первую «платину» она получила на несколько лет ранее, чем свою первую «платину» получил эпохальный альбом «The Number of the Beast» группы Iron Maiden («золото» в конце 1983-го, а «платина» - в середине 1986-го), у которых «Присты» играли на разогреве (!!!) во время американских гастролей 1982 года. Кстати, мэйденовский альбом до своей второй американской «платины» так и не добрался, хотя считается одним из самых основополагающих в «истинном» хэви-металле.
Ну ладно, давайте посмотрим, что же там напел нам Роберт в новом альбоме «Screaming for Vengeance», который стал для группы самым прибыльным за всю ее историю, и что же нам наиграли его коллеги-музыканты, перечислять имена которых, я думаю, нет никакой надобности.
Сторона 1:
1). The Hellion (0:41) «Геллион (Хулиган)». Инструментальное вступление к альбому. Геллион – это популярный персонаж тогдашних американских комиксов, мутант-телекинетик, имя которого ассоциируется с понятием «хулиган». Эта композиция почти никогда не игралась на концертах вживую, а только транслировалась во время выступлений группы в записи.
2). Electric Eye (3:39) «Электрический глаз». После совсем не металлического «Point of Entry» этот боевик воспринимается как раскаяние группы, сделанное как раз вовремя. В композиции сохраняется саунд прошлого альбома, тем не менее, музыкальное направление совсем другое, гораздо более жесткое, и особенно хорошо была проведена работа над соло-гитарами. Я когда услышал эту песню впервые, сразу же заочно влюбился и во весь альбом, хотя его еще целиком не слышал. Считаю, что этот номер можно представить гимном настоящему хэви-металлу той эпохи.
3). Riding on the Wind (3:06) «Верхом на ветру». Еще один шикарнейший боевик – всё тот же зубодробительный хэви-метал, невзирая на плоское, совсем не металлическое звучание барабанов Дэйва Холланда. Мне этот барабанщик никогда не нравился, и когда его, наконец, выковырнул из группы Скотт Трэвис, я очень долго радовался. Радуюсь, кстати, до сих пор.
4). Bloodstone (3:49) «Кровавая яшма». Эта песенка мне сразу не понравилась. Хоть она чисто хэви-металлическая, но и хэви-метал ведь разным бывает. Как по мне, то есть истинный металл, а есть металл коммерческий. Так вот, звучание этой композиции показалось мне чисто коммерческим, слишком уж американизированным. Правда, с течением лет грань между этими течениями металла для меня понемногу стиралась, и сегодня «Bloodstone» для меня такой же хит альбома, как и первые две композиции, хоть коммерческий дух из него никуда не испарился.
5). (Take These) Chains (3:03) «(Возьми эти) цепи». А вот эта песня мне не нравится в целом, хотя внутри ее есть очень даже неплохие моменты. Написал эту песню какой-то левый чувак, который впоследствии написал для «Пристов» еще несколько песен, правда, уже гораздо более вменяемых.
6). Pain and Pleasure (4:14) «Боль и удовольствие». Этот тяжелый металлический блюз я сразу принял в штыки, потому что он мне показался очень неудачной копией подобной композиции «Heavy Duty» со следующего альбома «Defenders of the Faith», которую я считаю классикой жанра. Конечно, с течением лет я повзрослел, так сказать, и мне стало понятно, что если оцениваешь один альбом, то не следует его смешивать с каким-то другим. Вот так потом и оказалось, что «Pain and Pleasure» в рамках данной пластинки – это весьма неплохой номер. Не шедевр, конечно, но плоть от плоти тогдашних «Пристов».
Сторона 2:
7). Screaming for Vengeance (4:43) «Крик о мести». Ну, а это вообще шик и блеск. Самый сумасшедший номер не только на пластинке, но и во всем творчестве Judas Priest. Тут шикарно всё – и рваные ритмы, и бешеные крики Халфорда, и умопомрачительные соляки, даже Холланд тут расстучался не на шутку, хотя звук его барабанов остался таким же отвратным.
8). You've Got Another Thing Comin' (5:05) «У тебя есть еще кое-что». Шедевр мировейшего уровня. Что тут комментировать? Надо слушать. Скажу только, что, скорее всего, очень большим адептом этого хита был Дейв Мастейн, потому что впоследствии он создал целый ряд номеров Megadeth, в основе которых лежит ритм и концепция именно этого металлического шлягера всех времен и народов.
9). Fever (5:18) «Лихорадка». А это еще одна металлическая «попсня». Сама по себе песня хороша, и исполнена прекрасно, однако это типичный американизированный боевик а-ля Scorpions. И даже соло-гитары потеряли свой фирменный «пристовский» блеск, хотя технически выписаны великолепно.
10). Devil's Child (4:40) «Дитя дьявола». Ну, а этот номер сначала мне тоже не понравился, а потом я уделял ему очень мало внимания. Но в какой-то момент я вдруг вслушался в этот на первый взгляд «попсовый металл», и понял, что был совершенно неправ. Никакой «попсни» в этой песне не было и в помине, а то, что ритм какой-то не совсем хэви-металлический – так это «не в интересах истины, а в интересах правды». Сегодня эта песня – одна из моих самых любимых на альбоме, и особенно шикарно слушается «сдвоенный» барабанный ритм, чем «Присты», к сожалению, не злоупотребляли на до, ни после. А зря. Песня получилась не только шикарной, но и весьма уникальной.
Бонус:
11). Fight for Your Life (4:03) «Борьба за свою жизнь». Эта композиция была записана на сессиях к альбому, но была выброшена из него, когда руководство лейбла настояло на включении хита «You've Got Another Thing Comin'». Странно, почему этот номер вообще выкинули, ведь общее время звучания альбома не достигало и 40 минут, вполне могла бы влезть, и шикарно на нем смотрелась бы. Но впоследствии музыканты эту песню несколько переработали и под новым названием «Rock Hard Ride» включили ее на следующий альбом «Defenders of the Faith» 1984 года. Как оригинальный трек «Fight for Your Life» почему-то не вошел в переиздания альбома «Screaming for Vengeance», как и положено было бы, а появился только в 2001 году на переиздании альбома «Killing Machine», к которому не имеет совершенно никакого отношения.
И ЕЩЕ КОЕ-ЧТО О ГРУППЕ JUDAS PRIEST НА МОЁМ КАНАЛЕ:
Гитарист «Judas Priest» Гленн Типтон свой первый диск записал еще в 1973 году
Judas Priest «Sin After Sin» 1977 г. ~ первый успех группы, который определил ее дальнейшее бытие
Judas Priest «Stained Class», 1978 г. Именно с этого альбома началась эра спЕЕд-метала и трэша