Автор Анна Макарова
В этом году «Смешарикам» исполняется уже 20 лет, и мы до сих пор продолжаем их пересматривать, хотя уже давно выросли. Теперь мы замечаем в них то, чего не видели в детстве: серьезные темы, актуальные проблемы и отсылки к культовым фильмам.
«Вопросы планетарного масштаба»
На первый взгляд «Смешарики» кажутся сугубо детским мультфильмом. Яркие цвета, плавные линии, незамысловатый стиль: все для того, чтобы ребенку было интересно и просто его смотреть.
Но сами темы, поднимающиеся в сериях, часто оказываются по-настоящему глубокими.
Визуально инфантильный мир вдруг начинает разговаривать с нами вдумчиво и серьезно, и у него это очень органично получается. Более того, «детский» стиль прекрасно оттеняет «взрослую» проблематику.
В конце концов оказывается, что мультик — лучшая территория для того, чтобы прямо и бесхитростно порассуждать о смысле жизни, судьбе или любви. Ведь в большинстве других форматов и жанров подобные «диалоги о вечном» будут выглядеть слишком нарочито и скучно.
Так, «Смешарикам» удается общаться со зрителями всех возрастов.
Укуси меня пчела! У Интровертов есть курс «История анимации». Всего за 999 рублей. А еще модно смотреть по подписке за 199 рублей в Месяц. Надо брать!
«Ты был положительным персонажем...»
«Смешарики» используют распространенные типажи. Однако здесь каждый герой обладает чертами, которые делают его особенно родным для миллионов зрителей.
Например, Копатыч — типичный дачник, и наверняка многие с улыбкой узнавали в нем своих родителей или бабушек с дедушками.
Бараш — классический персонаж русской литературы, страдающий то от любви, то от экзистенциального кризиса.
А в Кар-Карыче нетрудно рассмотреть черты интеллигента, который цитирует Станиславского и прекрасно играет на рояле.
Но создатели стараются раскрывать своих героев и за рамками их устоявшихся образов. Так, обычно неуклюжий Копатыч оказывается настоящим «королем диско», а субтильный Бараш — большим поклонником бега.
Единственное, в чем можно скромно упрекнуть «Смешариков» — это ограниченность женских образов. Девочкам выбор дается небольшой: они могут идентифицировать себя либо с Совуньей (но она из категории «взрослых» смешариков), либо с Нюшей.
Вторая чаще всего напоминает стереотипную героиню анекдотов и в Ромашкой долине, по сути, является тем самым «украшением коллектива».
«Наш мир кем-то нарисован»
Несмотря на кажущуюся простоту анимации, авторы «Смешариков» не пренебрегают визуальной выразительностью. За классические 7 минут одной серии часто используется множество различных приемов.
Динамичный монтаж, имитация субъективной (или живой) камеры, стилистика отдельных серий, отсылающих к целым направлениям в кино (например, немецкий экспрессионизм) или жанрам (например, детектив или спортивная драма). Работают в мультфильме и с дальностями планов, светом (пускай и нарисованным), цветом. В общем, «Смешарики» сделаны сложнее, чем многие другие многосерийные мультики.
«Тебе нужен смысл?»
«Смешарики» богаты на отсылки. Они обыгрывают не только жанры, но и конкретные фильмы/книги/мультики. Например, серия «Ежик в туманности» — это прямая отсылка и дань уважения шедевру Юрия Норштейна. Впрочем, внимательный зритель может отыскать и более тонкие, а иногда даже хулиганские отсылки. Это и «Космическая одиссея» Стэнли Кубрика, и знаменитая сцена в душе из триллера «Психо» Альфреда Хичкока и даже «Основной инстинкт» Пола Верховена.
Отсылки любят все, и они тоже делают «Смешариков» более сложными и «взрослыми». Во многом из-за них мультфильм называют постмодернистским произведением.
Но, кажется, для образцового постмодерна «Смешарики» слишком добрые и искренние. Возможно, сериал можно было бы отнести к метамодерну, который является чем-то средним между модерном и постмодерном. Впрочем, эта концепция еще очень молода, и ее черты только формируются.
«Рецепт хорошего отдыха №1»
Кто при музыкальной заставке «Смешариков» не вспоминает беззаботное прошлое, когда мы смотрели мультик после школы? Приятно бывает поностальгировать, включить старые серии и улыбнуться тем смыслам, которые ускользали от понимания в детстве.
Поэтому новые выпуски, сделанные в классической 2D-анимации, выглядят настоящим подарком поклонникам.
В любой самый трудный день, с самым ужасным настроением и самой отвратительной погодой за окном каждый из нас может ненадолго переместиться в солнечную Ромашковую долину к друзьям, которых мы знаем много лет. Это ли не феноменально?
💬 А кто ваш любимый герой из Ромашковой долины? Чему вас научили смешарики?
Если вы, как Лосяш, любите докапываться до сути и узнавать новое, для вас - курс «История анимации».
Вы научитесь гнаходить в мультфильмах отсылки к легендарным кинокартинам и узнайте, что мир мультипликации больше чем Disney и Pixar.
Купите курс за 999 рублей с доступом навсегда. Или смотрите по подписке от 199 рублей в месяц. По подписке доступно еще 250+ курсов по 30 направлениям.