Зима в России и зима в Европе - две большие разницы. Аткинсон обращает внимание на моменты зимней жизни, экзотические для Европы – заготовку льда, перевозку воды зимой, зимнюю стрику в проруби, рынок замороженных продуктов, объединение перевозчиков грузов в обозы для массовой перевозки грузов.
Грузовые сани
Аткинсон пишет, что зимой в России перевозится треть от всех грузов. Стоимость транспортировки 30..35 копеек за пуд за 800 км поездку в Москву или Санк-Петербург. 50-100 лошадей объединяются в один обоз. Груз из Норвегии или Архангельска в Санк-Петербург доставляется по дороге длиной 1200 км, обратный груз может стоить не более трех копеек.
Заготовка льда
Аткинсон так это описывает: Одно из удобств северных стран – возможность заготовить лед в специальных ледниках на всё лето. Нет ни одной семьи в городах и селах, которая бы не использовала лед для сохранения пива и свежей провизии в течении лета. Лед в напитки на столе добавлять не принято. В течении января-февраля, когда лед достигает наибольше толщины его нарезают плитками размером четыре фута (1,2м). В холодное время года двери ледника не закрывают и лед смерзается в единую массу, превращаясь в дом из льда, в который помещают провизию.
На рисунке – погрузка плиты льда на сани. Обратите внимание на ломы - деревянные (вероятно из дуба), окованные железом.
Перевозка воды и полоскание белья в проруби
Аткинсон отмечает, что воду перевозят в открытых сверху бочках, т.к. она сразу же сверху покрывается льдом из-за мороза и в открытой бочке лед легче скалывать.
Обратите внимание – на бочку положена доска, покрытая рогожей – используется как сиденье для водовоза.
Зимний рынок
На рисунке – зимний рынок. На переднем плане справа – сани с кузовом в виде ящика, груженные мороженными тушами. Аткинсон специально отмечает, что на рынке торгуют замороженной провизией (имеется в виду замороженное мясо, птица и рыба). Заморозка продуктов и хранение продуктов в замороженном виде в Европе в XIX веке - невероятная экзотика.
Оглавление