Найти тему
КиноБуква

Всегда любила «Начало», но сейчас пересматривала с комом в горле. Один из лучших фильмов с Чуриковой, в котором она не играла, а просто жила

Оглавление

Режиссер Глеб Панфилов и актриса Инна Чурикова поженились во время съемок. Инна стала музой Панфилова и снялась в еще нескольких его фильмах – «Валентина», «Васса», «Мать», «Прошу слова». Но её героиня в «Начало» - одна из самых удивительных, на мой взгляд. Это только её роль, на все 100%

Роль Паши Строгановой принесла Чуриковой звание лучшей актрисы года от журнала «Советский экран».

Не знаю, как вам, а мне отчетливо видна здесь любовь. Любовь режиссера к музе. Мужа к жене. Так искренне, так сильно и так отчаянно эту историю мог снять только человек, наполненный глубоким чувством.

Панфилов и Чурикова прожили вместе более 50 лет, до самой смерти Инны Михайловны 14 января 2023 года.

🎬Начало (1970)

Думаю, многие из вас знакомы со словами Инны Чуриковой из одного интервью. Словами, которые сейчас, с высоты её заслуг и успеха, все равно кажутся страшными. Они и есть страшные.

На вступительных экзаменах в Школу-студию МХАТ экзаменатор глянул на меня и спросил напрямик: «А знаете ли вы, кто есть Афродита?»
Я замотала головой.
«Это богиня красоты, - назидательно пояснил педагог, - идите и посмотрите на себя в зеркало!»
Я действительно зашла в туалет, посмотрела на себя в зеркало и расплакалась. Потом, еще раз всмотревшись в черты своего лица, сказала себе: «У меня своеобразное, необычное лицо, и не каждый может его оценить».

И в фильме «Начало» перед нами та самая Паша Строганова, к которой многие относятся так же, как тот экзаменатор, о котором говорит Чурикова в интервью. Некрасива? Возможно. Обаятельна ли? Не то слово!

Ткачиха из маленького городка с самым неказистым лицом, которое только можно придумать и полным отсутствием личной жизни. Окружение Паши щедро пользуется благами её одиночества – то ребенка «подкинут» на присмотр (подружка Валя - Валентина Теличкина), то ключи от комнаты попросят (сосед Павел – Михаил Кононов), превращая скромное Пашино жилье в «дом свиданий». По-своему, все они удобную Прасковью любят, но временами нахальство их достигает такой степени, что они имеют наглость обижаться, услышав отказ помочь.

Паша отчаянно хочет любить, с удовольствием ходит на танцы (ах, ну что за прелесть эта мелодия, вы же помните?) и без стеснения заводит дружбу с Аркадием (Леонид Куравлёв). Дружба практически молниеносно перетекает во влюбленность, ведь Аркадий, несмотря на жену и дочь, отвечает взаимностью. Паша ему несомненно нравится, да и устоять перед таким напором сложно.

Прасковья, увидев, что мужчина к ней неравнодушен, бросается в омут с головой. А дальше – хоть трава не расти. Один только обед из нескольких блюд и шампанское с фруктами на десерт чего стоят)). Аркадий окружен таким вниманием и такой заботой, о которых разве что в романах пишут, и то в сказочных.

Паша не только готовить, вести хозяйство и любить умеет, она еще и драматическим талантом обладает. Правда, пока что её звездная роль – это весьма харизматичная Баба Яга в местечковом театре Реченска. Но все меняется, когда на спектакле Пашу замечает столичный режиссер, подыскивающий актрису на главную роль в своем фильме. Роль Жанны д’Арк.

Кадр из фильма «Начало», 1970 год, режиссер Глеб Панфилов
Кадр из фильма «Начало», 1970 год, режиссер Глеб Панфилов

И начинается как бы фильм в фильме – простая жизнь влюбленной провинциалки и жизнь киносъемочная, жизнь будущей звезды. Ведь то, что перед нами звезда – очевидно без пояснений. Вот и режиссер Фёдор Васильевич (Юрий Клепиков) это сразу видит, потому и всеми способами выгораживает Прасковью перед всеми, откровенно считающими молодую актрису некрасивой, а, стало быть, непригодной для кино.

Но разве сногсшибательная внешность априори приравнивается к таланту? Разве человек с неброским, очень специфичным лицом – не может быть никем, кроме ткачихи? Или, простите, Бабы Яги?

Увы, нестандартное мало кто ценит.

Кадр из фильма «Начало», 1970 год, режиссер Глеб Панфилов
Кадр из фильма «Начало», 1970 год, режиссер Глеб Панфилов

- Что же, я теперь никому не нужна?
- Пока никому. Вы очень хорошо поработали. Роль у вас получилась. Ну вы очень СПЕЦИФИЧНАЯ. Такие пока не требуются.

Да что я вам рассказываю? Вы наверняка смотрели фильм и не раз.

Я вот что хочу отметить: как бесподобна Чурикова в роли Жанны. На мой скромный взгляд, это лучшее перевоплощение в знаменитую Орлеанскую Деву из всех, что были в истории кино. И пусть фильм – это не полностью история о Жанне д’Арк, как о великой француженке, а лишь его часть.

Оторвать взгляд от Чуриковой-Жанны просто невозможно. Этот её высокий лоб, пронзительный и глубокий взгляд, драматичный излом губ, идеальный профиль. Если Чурикова - не Жанна, то кто тогда Жанна?

Панфилов снял трагикомедию о великой и талантливой женщине, путь которой гарантированно будет усеян неприятными высказываниями о «не такой внешности» от людей, наивно полагающих, что уж они-то точно разбираются в кино.

Паша Строганова стала звездой, но это только начало. Начало большого и очень сложного пути.

Думаю, у Паши всё получится. У Чуриковой же получилось. А вы как считаете?

Кадр из фильма «Начало», 1970 год, режиссер Глеб Панфилов
Кадр из фильма «Начало», 1970 год, режиссер Глеб Панфилов

Спасибо за внимание, уважаемые читатели и гости канала!

Предлагаю вспомнить самые лучшие роли Чуриковой, на ваш взгляд. Те, что останутся в ваших сердцах навсегда. У меня - это «Морозко», «Военно-полевой роман», «Ребро Адама», «Тот самый Мюнхгаузен», «Благословите женщину» и, конечно, «Начало».

А у вас?