12,9K подписчиков

Динамика безопасности в Индийском океане

Нетрадиционное сотрудничество в области безопасности иногда может иметь неожиданные результаты в области традиционной безопасности.

Офицер ВМС Индии перед ракетной установкой на корабле - Фото: DIVYAKANT SOLANKI/EPA/TASS
Офицер ВМС Индии перед ракетной установкой на корабле - Фото: DIVYAKANT SOLANKI/EPA/TASS

По мере усиления соперничества между Китаем и Индией, и, конечно же, Китаем и США, растет и присутствие и влияние Китая в регионе Индийского океана: водное пространство не только становится важным местом соперничества крупных держав, но и вовлекает небольшие государства региона, такие как Шри-Ланка, в водоворот этого соперничества.

Хотя есть возможности для сотрудничества между крупными державами по нетрадиционным вопросам – например, совместная борьба с пиратством в западной части Индийского океана – результаты такого сотрудничества могут быть сложными.

Основные вопросы безопасности в Индийском океане в начале 2023 года связаны с обострением стратегического соперничества между крупными державами, в связи с чем, в свою очередь, возникает вопрос, в какой степени сотрудничество, которое мир видел ранее, может быть возможно в Индийском океане в будущем.

Индия добилась значительного прогресса в демонстрации лидерства и присутствия в Индийском океане. В частности, за последние 15 лет страна повысила свою осведомленность о морской сфере, начав с усилий по усилению безопасности побережья после терактов в Мумбаи в 2008 году. Эти инвестиции в нетрадиционную безопасность, направленные на предотвращение еще одного террористического нападения, принесли дивиденды в традиционном контексте безопасности, поскольку внешнеполитические усилия страны расширилась до партнерских отношений в более широком регионе Индийского океана.

С тех пор Индия неуклонно наращивала потенциал, партнерские отношения по обмену информацией и оперативные отношения со странами Индийского океана. Например, Индия создала сеть прибрежных радиолокационных станций в островных государствах Мальдивы, Сейшельские острова и Маврикий. Индийский центр обработки информации в регионе Индийского океана принял офицеров связи примерно из 10 стран региона и партнеров-нерезидентов, таких как Япония и США. Страна также расширила свое региональное присутствие за счет развертывания миссий ВМС Индии, которые охватывают весь Индийский океан. Тем временем ВМС Индии продолжают наращивать свой флот, совсем недавно подразделение ввело в строй пятую подводную лодку класса «Scorpene» и ввело в эксплуатацию новый авианосц.

Однако развитие порта Хамбантота было сопряжено с противоречиями в течение последних 15 с лишним лет. Помимо поднятия хорошо известных вопросов о Китае и соперничестве великих держав, порт также вызывает споры внутри страны. Движущие силы порта варьируются от морской стратегической культуры Шри-Ланки и амбиций по развитию юго-восточного региона до местной политики.

Большая часть деятельности порта до сих пор состояла из перевалки транспортных средств из Индии и Японии в пункты назначения в Восточной Африке и на Ближнем Востоке. Планы на 2023 год включают в себя строительство бункеровочного бизнеса порта, ремонт транзитных судов, привлечение круизных лайнеров и реализацию проектов развития в более широком регионе.

Совместное предприятие с китайским большинством согласилось на 99-летнюю аренду для управления портом Хамбантота в 2017 году, когда Шри-Ланка остро нуждалась в иностранной валюте. Этот эпизод был предвестником экономического кризиса, с которым страна столкнулась сейчас после истощения валютных резервов в 2022 году. Выполнение этого соглашения иллюстрирует дилемму, с которой часто сталкиваются малые государства. Хотя агентство Шри-Ланки при принятии этого решения не следует игнорировать, китайские переговорщики добились чрезмерного срока от небольшого государства, переживающего экономические трудности.

Из-за разногласий по поводу роли Китая в строительстве и финансировании порта и совместного предприятия с китайским большинством, которое управляет им, Коломбо намеренно разрешил военную дипломатию и дозаправку из других стран в Хамбантоте. Шри-Ланка приветствовала визиты военно-морских кораблей США, Индии, России и Японии, а также организовала экскурсии по порту для иностранных дипломатов и военных чиновников.

Однако только в августе 2022 года правительство наконец разрешило первый визит китайского корабля «Юань Ван 5» в Хамбантоту. Неудивительно, что подготовка к визиту, как сообщается, вызвала большие разногласия среди официальных лиц из Индии и Китая по поводу колебаний Коломбо в отношении того, давать ли разрешение. Этот эпизод проиллюстрировал, что малые государства в Индийском океане будут все чаще приспосабливаться к предпочтениям крупных держав, вовлеченных в стратегическую конкуренцию.

В отличие от Тихого океана, у Китая нет морских споров в Индийском океане. Однако есть опасения, что напористая деятельность Китая в Южно-Китайском море может распространиться и на этот регион. Индийский океан – это регион, где страны исторически говорили о необходимости сохранения «зоны мира», еще со времен Холодной войны.

В современную эпоху все большее внимание уделяется рыболовной деятельности Китая, особенно в западной части Индийского океана. Здесь существует более широкое беспокойство по поводу незаконного, несообщаемого и нерегулируемого промысла на фоне растущего осознания истощения запасов желтоперого тунца в результате чрезмерного вылова.

Точно так же в центральной части Индийского океана Мальдивы встревожены иностранным промыслом в их исключительной экономической зоне и последствиями для продовольственной безопасности страны.

На фоне этих опасений мониторинг зоны является серьезной проблемой, с которой сталкиваются небольшие морские силы в Индийском океане, учитывая существующие платформы, потребности в персонале и оборонные бюджеты.

Помимо незаконного рыболовства, еще одной проблемой являются опасные военные взаимодействия между внерегиональными державами в Индийском океане. Подобный инцидент произошел в Южно-Китайском море, когда самолет Китая пролетел очень близко от самолета США. В другом инциденте еще в 2018 году Вашингтон выразил протест Китаю за использование лазеров против американских военных самолетов в Джибути, в результате чего военнослужащие ВВС получили ранения. Такие инциденты могут подорвать региональную стабильность.

Важно помнить, что нетрадиционное сотрудничество в области безопасности иногда может иметь неожиданные результаты в плане традиционной безопасности. Например, сотрудничество по оказанию помощи при стихийных бедствиях между США, Индией, Японией и Австралией после цунами в Индийском океане в 2004 году заложило основу для «Quad», группы, чей «свободный и открытый» подход контрастирует с подходом Китая. Другим примером является развертывание военно-морских сил многих стран примерно 15 лет назад для борьбы с пиратством в западной части Индийского океана. Несмотря на значительное снижение числа пиратских нападений с тех пор, традиционные последствия для безопасности очевидны: постоянное присутствие Китая в Индийском океане продолжается и по сей день. Обострение стратегического соперничества между крупными державами ставит под вопрос, в какой степени сотрудничество, которое мы наблюдали ранее, может быть возможно в будущем в Индийском океане.

Поставьте лайк - будем знать, что написать для вас в следующий раз
Подпишитесь на канал - наши статьи будут попадаться вам чаще
Читайте также: Покаяние или откровение: Ангела Меркель раскрывает давно известную «тайну»