Найти тему
Притча во языцех

Точное бомбометание. Почему в Сирии получалось - а в СВО нет. Разбираемся в вопросе.

В России активная разработка системы точного бомбометания, позволявшая "дешево и сердито" производить высокоточные бомбы началась с проработки американской технологии JDAM 1995 года. Которая, путем навески на обычную свободного падения бомбу комплекта наведения/ управления по GPS и аэрокрыльев, превращала ее в высокоточное оружие. Американская система показывала не плохие результаты, но имела ряд специфических ограничений. Так, в отличии от обычных высокоточных бомб, - радиус полета и возможности маневрирования бомбы оборудованный системой JDAM, требовал ее более близкого спуска к цели, чем у высокоточных бомб. Кроме того, установка системы маневрирования требовало "цеховых" условий, что еще более ограничивало ее использование. Система комплектовалась двумя вычислительными блоками - один в самолете, который аналитически "разрешал" сброс бомбы, а второй (уничтожаемый) монтировался на бомбе. Вообще, разработчиками высокоточных бомб стран НАТО, в то время и сейчас, брался приоритетом способ самостоятельного наведения на цель боезарядом по данным GPS.

В 1996 году дочерней компанией Ростеха "Гефест Т" была представлена разработка специализированной вычислительной подсистемы СВП-24, устанавливаемой на бомбардировщики СУ-24. Представлявшей собой глубокую модернизацию системы целеуказания и позиционирования цели по системе ГЛОНАСС, прямо связанной с бомбометанием. Разработчики из Гефеста поставили под контроль компьютера позиционирование носителя боеприпаса и десятков физико-технических параметров окружающей среды и самого самолета. Для связи позиционирования цели и носителя используется отечественная система глобального позиционирования ГЛОНАСС. Гефестом самолет направляется в нужную точку и бомбардирует ее под управлением компьютера, просчитывающего момент сброса и траекторию полета бомбы по десяткам параметров. Это сделало корректировку полета спущенной бомбы излишней, и возвратило значимость боеприпасов ФАБ без потери точности. Примечательно, что "проектная" точность бомбометания Гефестом (до 7 метров) достигалась также на высотах до 5-6 км, то есть высоте комфортной для безопасного полета и недостижимой для большинства ПЗРК (в те годы) ПВО террористов и националистов. Не смотря на отличные результаты испытаний системы, ее фантастически низкую себестоимость по сравнению с любой другой системой стран НАТО - проект Гефест, превратили в "прожекты" высоких чиновничьих игр, дважды прекращали и дважды возрождали. Она была принята на вооружение лишь в 2008 году после 4-х летних судебных тяжб, для боевого применения всей существующей и перспективной номенклатуры вооружения, включая управляемое оружие. СВП-24 Гефест позволяет устанавливать ее на самолеты Л-39, МиГ-27, Су-24М, Су-25, Ту-22М3, вертолеты Ка-50 и Ка-52 и производить бомбометание старыми неуправляемыми фугасными бомбами (НВБ) со степенью точности не уступающей новейшим управляемым высокоточным авиабомбам и ракетам. Но через два года после принятия на вооружение было модернизировано всего 10 Су-24 и один Ту-22М3, когда Министр обороны Сердюков решил снова закрыть этот проект.

Вернули программу оснащения Гефестом В 2013 году. Под требованиями "Сирийских событий". За год все самолеты оперативно-тактической авиации ЦВО были переоснащены. И по оценке специалистов 2-го командования ВВС и ПВО, за год интенсивного применения СВП-24 «Гефест» подтвердил утвержденные ТТЗ минобороны параметры. «Гефест» позволил отработать и довести до совершенства бомбометание со свободного маневра, без входа в зону поражения средств объектовой ПВО условного противника. Точность поражения целей фактически сравнялась с показателями управляемых средств при использовании в различных климатических зонах, в сложных условиях погоды и при ограниченной видимости.

Бомбардировщики Су 24М и Штурмовики Су-25 оборудованные специализированной вычислительной подсистемой СВП-24 "Гефест" активно применялись в боевых операции в Сирии. Бомбометание с "устаревших" самолетов "морально старыми бомбами" с этой системой произвело неизгладимое впечатление на экспертов НАТО точностью попадания. Которое не уступало точности новейших НАТОвских ракет и бомб.

Из открытых источников
Из открытых источников

Однако в СВО на территории Украины данное бомбометание (в западной классификации -технология SITREP) практически не применяется. И этому есть практическое объяснение.

Главное - это, конечно, создание ВСУ эффективных помех системам глобальной навигации ГЛОНАСС. Сама эта система (еще советской разработки и спутников) , за годы "рогозинского" правления "Роскосмосом", устарела настолько, что ее эффективность (стабильность, "сила" сигнала, скорость подачи) - уже не соответствует критериям "Гефеста", даже без искусственных помех. Использование ГЛОНАСС с настоящими ее характеристиками не позволяет добиться заявленных 4-7 метра точности. В лучшем случае это 25-30 метров. Это тоже не плохо и соответствует использованию отечественных высокоточных ракет. Однако, использование поставленных (в первую очередь) Киеву НАТО последних образцов РБУ сделало "Гефест" "слепым". Это отразилось не только на "Гефесте" - вообще на всех, использующих ГЛОНАСС отечественных системах наведения.

Кроме этого, в отличии от Сирии, ВСУ успешно применяет НАТОвские системы ПВО, что кардинально влияет на скорость и высоту бомбометания, сужая применение Гефеста, который просчитывает требуемое целеуказание с весьма скудным пределом характеристик о позиции самолета и цели, атмосферном давлении, скорости и направлении ветра, по десяткам других параметров ) и еще более увеличивает неточность. При высотах выше 7 км - использование "Гефеста" сильно ограничивается наличием не прогнозируемых по силе и скорости высотных ветров.

Другим, весьма и весьма немаловажным моментом является нагруженность Гефеста электроникой "импортного" производства. В настоящих условиях санкций - доступ к элементной базе Гефеста, не позволяет сделать его ремонтно пригодным.

Таким образом, "Гефест" - хотя и остается "лучшей" российской системой бомбометания, но без применения в условиях СВО.