Найти тему

Как перестать покупать ненужные вещи

Зашли в супермаркет за хлебушком, а вышли с полной тележкой продуктов? Это не ваша вина – для повышения спроса работают целые команды маркетологов. Совместно с экспертами Центробанка России рассказываем, как не попасться на популярные уловки и не потратить больше, чем планировали.

УЛОВКА 1. ВСЕ В НУЖНОМ МЕСТЕ

Есть целая наука, как размещать товары в магазинах так, чтобы вы набирали больше и еще больше. Например, хлеб, молоко и другие продукты первой необходимости всегда ставят в самой дальней части магазина, да еще в разных углах. Это нужно для того, чтобы по дороге вы увидели сок, шпроты, колбасу и новые носки. А всякую мелочевку вроде жвачек или шоколадок ставят на кассе – чтобы ребенок выпрашивал их в очереди.

У магазинов одежды – тоже есть свои уловки. Например, они вешают рядом сочетающиеся по цвету и стилю вещи: например, рубашку и подходящие к ней брюки или туфли ставят рядом с сумками, а перед кассой целую россыпь украшений, платков и косметичек.

Есть свои секретики и у онлайн-магазинов. Например, они ставят товары со скидкой на самое видное место – вещь вам, может, и не нужна, но соблазн купить ее только из-за выгодной цены чрезвычайно велик.

Что делать: 

• Все маркетологи мира бессильны перед покупателем со списком покупок!

• Не берите с собой денег больше, чем нужно.

• Не ходите по продуктовым магазинам на голодный желудок. Тогда вы обязательно купите то, что вам совершенно не нужно.

• Перед шопингом проведите ревизию, соберите комплекты гардероба. Так поймете, чего вам действительно не хватает.

• Чем больше тележка, тем больше наберете! Забегая в супермаркет за парой продуктов, берите корзинку или вообще ничего не берите – донесете и так, а будут заняты руки, не будет соблазна купить что-нибудь ненужное.

• Самые дешевые товары ставят на верхние или нижние полки, самые дорогие на уровне глаз. Свежие продукты кладут подальше к стене, с краю лежат вчерашние или позавчерашние – чтобы продать их в первую очередь.

УЛОВКА 2. КАК БУДТО ДЕФИЦИТ

Иногда продавцы делают вид, что какой-то товар настолько нужный, что на него ажиотажный спрос и вот-вот он закончится. Например, в интернет-магазине рядом с товаром появляется пометка, что он последний. Или сайт по продаже путевок показывает, что номер в гостинице на интересующие вас даты одновременно просматривают еще пять человек. Это заставляет волноваться, что вас опередят другие люди.

Похожий прием – объявление, что до конца действия скидки, акции, распродажи остался всего день. Тревожный покупатель боится упустить не товар, а свою выгоду. Ведь через несколько дней станет куда дороже.

Что делать:

• Не торопитесь оплачивать спонтанные покупки, особенно если речь идет о крупных суммах. Сделайте перерыв: например, положите товар в корзину интернет-магазина, а оформление заказа отложите на следующий день. Возможно, через сутки он покажется вам не таким уж жизненно необходимым.

Не поддавайтесь ажиотажу. Даже если нужный товар закончится и вы не успеете его купить – наверняка найдется похожий за ту же цену.

УЛОВКА 3. МИФИЧЕСКИЕ СКИДКИ

Не всегда скидки – это действительно снижение цены. Нередко магазины сначала повышают ценник, а потом делают «скидку», но цена все равно выше, чем первая.

Что делать:

• Исходите из своих потребностей и возможностей, а не из страха упустить выгоду.

• Изучите условия скидки. Возможно, ее дают только владельцам дисконтных карт. Оформите ее перед оплатой покупки.

• Иногда в магазинах скидки действуют только при покупке нескольких товаров. Допустим, пара кроссовок стоит 3000 рублей, а две – 4990 руб­лей. В этом случае выгодно или кооперироваться с кем-то и брать в складчину или покупать только одну пару. Когда по акции подобно 1+1 продают продукты, обязательно проверяйте срок годности – не испортится ли вторая упаковка, которую вы возьмете про запас.

• Подписка или абонемент стоят дешевле, если оформлять их сразу на несколько месяцев. Но ответьте самому себе, а вы будете целый год ходить в фитнес или, может, дешевле покупать разовые занятия?

• Скачайте на телефон бесплатные приложения для сравнения цен. Например «Едадил».

УЛОВКА 4. ЦЕННИК С ДЕВЯТКАМИ

Маркетологи обманывают ваш мозг, чуть-чуть уменьшая ценник. Так цена на товар кажется ниже.

Что делать:

Округляйте сумму в большую сторону (если, конечно, речь не идет о ставке по депозиту). 999 рублей это 1000, а 9999 это 10 000!

УЛОВКА 5. ВЫГОДНЫЙ ПРОЦЕНТ НЕ ДЛЯ ВСЕХ

Этот прием часто используют банки. Например, рекламируют ставку по вкладу до 9,5%. Но затем выясняется, что такой процент действует только для депозитов больше 500 000 рублей на срок от трех лет. А для меньших сумм и сроков ставка будет 7%. И лишь при условии, что вы оформите подписку на дополнительные услуги. Или обещают кредит «от 8%», но по факту выясняется, что это ставка по особым льготным программам с господдержкой.

Что делать:

Если ожидали одни условия, а предлагают вам другие, остановитесь и пересчитайте доход или переплату. Может, вам выгоднее будет обратиться в другое учреждение, где нет «акции».