Часто преподобный Паисий Святогорец получал письма от сестёр, которые начав строить монастырь в Суроти, просили его приехать и духовно помочь им в начале пути. Преподобный чувствовал себя обязанным перед ними за ту малую помощь и немногую кровь, которой они поделились с ним во время операции. Но он не хотел предпринимать ничего, не убедившись в том, что это согласно с волей Божией. Поэтому в августе 1967 года он босиком поднялся на Афонскую вершину и молился там, прося Бога открыть ему Свою волю. После молитвы на вершине он пошёл к своему старцу батюшке Тихону и спросил, как ему быть. Отец Тихон сказал, что раз сёстры просят, надо им помочь.
Отрывок из полной серии аудиокниг преподобного Паисия Святогорца:
Вы читаете отрывок из "Жития преподобного Паисия Святогорца", М., Орфограф, 2021, с.292-294
И вот, в декабре 1967 года, когда в обители поселились первые сёстры, преподобный Паисий выехал в Салоники и два месяца прожил в монастыре, помогая им положить правильное начало своей монашеской жизни. Он быстро понял, что сёстрам предстоит много духовной работы и что начинать её придётся с нуля. А ему самому, раз уж его привёл сюда Бог, придётся запастись большим терпением. Первое, о чём преподобный позаботился вместе с духовником сестричества, было назначение одной из насельниц старшей сестрой обители. Исихастирий к тому времени ещё не получил официального церковного статуса, и выборы игумении проводить было пока рано. Для того чтобы выбрать старшую сестру, отец Паисий сначала подолгу беседовал по отдельности с каждой, а потом собрал всех вместе и объявил: «Монастырь должен войти в правильную духовную колею, а для этого надо, чтобы кто-то шёл впереди, а остальные — за ним. Это одна из главных основ монастырской жизни. Поэтому одна из вас должна стать старшей сестрой».
Преподобный налаживал и строй ежедневной жизни новой обители. По его совету и подсказкам богослужения суточного круга стали совершаться по уставу Святой Афонской Горы. Однако первое, на что он обращал внимание сестёр, было благоговение. Сёстрам, которые читали или пели в храме, он советовал приходить заранее, подготавливать книги и во время богослужения быть сосредоточенными, чтобы на службах не было «провалов» и пауз.
«Так и молящиеся будут лететь на Небо без запинки, — говорил преподобный, — потому что ваш духовный самолёт избежит турбулентности не будет проваливаться в воздушные ямы».
Отрывок из полной серии аудиокниг преподобного Паисия Святогорца:
Как-то раз одна из сестёр прибежала на клирос в последнюю минуту и путалась всё время службы. Преподобный сделал ей строгое замечание: «Ты пришла в последний момент, чтобы перед тобой, как перед великим протопсалтом, кто-то уже открыл книгу и положил закладки? Что это были за провалы в службе по твоей милости?»
А когда он услышал, что другая сестра поёт «Господи, помилуй» по-мирски, он подошёл к ней и тихо сказал: «Что это за песенки ты в храме Божием вздумала распевать? Пой „Господи, помилуй“ просто, но от всего сердца».
Однажды преподобный увидел, как одна из сестёр идёт по храму, весело размахивая руками. Он сказал ей: «Разве можно так двигаться в церкви? В храме надо ходить так, как идут ангелы на Великом входе. Ты что, никогда не видела шествующих ангелов на иконе „Небесная Евхаристия“?» Преподобный хотел, чтобы сестричество представляло из себя такую ангельскую икону не только в храме, но и везде. Он хотел, чтобы во всём сёстры и внешне, и внутренне соответствовали ангельскому, монашескому чину: в одеждах, в походке, во взгляде, в разговорах.
В кельях он советовал сёстрам ежедневно читать главу из Святого Евангелия, главу из Апостола, один псалом из Псалтири и отрывок из «Эвергетина». Он говорил: «Евангелие и Псалтирь освящают человека, даже если сам он этого не чувствует. А „Эвергетин“ — великое благодеяние монахам. Пусть эта книга всегда лежит у вас открытой рядом с подушкой».
Также преподобный составил распорядок, по которому каждая из сестёр в определённый день недели самостоятельно совершала у себя в келье небольшое всенощное бдение. На следующий день он спрашивал совершавших бдение сестёр, как прошло бдение, были ли какие-то трудности, и так наблюдал за духовным развитием каждой из них. В некоторые воскресенья священника в новой обители не было и служить Литургию было некому. Преподобный подсказал сёстрам, что в такие дни можно молиться по уставу, который он называл «пустынным». После утрени и часов сестра-пономарь звонила в небольшой колокол и сёстры расходились по кельям на час с четвертью — столько времени длится обычно Божественная Литургия.
Отрывок из полной серии аудиокниг преподобного Паисия Святогорца:
В кельях они читали из Евангелия от Матфея главы, повествующие о Рождестве, Святых Страстях и Воскресении Христа, а оставшееся время, пока снова не звонил колокол, творили молитву Иисусову. На трапезе отец Паисий сидел во главе стола. После трпезы он отвечал на вопросы сестёр, либо комментировал то, что только что читалось вслух: обычно это было житие святого дня. Перед вечерней он беседовал с сёстрами по отдельности и наставлял их в духовной борьбе.
Все бумажные книги преподобного Паисия Святогорца здесь
Все аудиокниги преподобного Паисия Святогорца здесь
Все электронные книги преподобного Паисия Святогорца здесь