Найти тему
Nakhodka.Media

Смертельный шторм: трагедия Беринговоморской экспедиции и боль Приморья

19 января 1965 года в водах Бристольского залива Берингова моря у берегов США произошла трагедия: вместе с экипажами трех сахалинских рыболовных траулеров "Севск", "Себеж", "Нахичевань" из Беринговоморской промысловой экспедиции море забрало 24 моряка СРТ-423 "Бокситогорск", приписанного к Находке. Люди оказались бессильны перед ледяной пучиной. Выжил лишь один человек. Всего в той трагедии погибло десять судов, из них четыре — советских, шесть — японских. Журналист и военный историк Алексей Суконкин восстановил события рокового шторма, показавшего беспощадность стихии.

11 февраля 1965 года в газете "Правда" появилась короткая страшная заметка:

"Соболезнование Центрального Комитета КПСС и Совета Министров СССР. В результате жестокого шторма, сопровождавшегося морозами до -21°C и интенсивным обледенением, 19 января сего года погибли находившиеся на промысле в Беринговом море средние рыболовные траулеры "Бокситогорск", "Севск", "Себеж" и "Нахичевань". Центральный Комитет КПСС и Совет Министров СССР выражают глубокое соболезнование семьям погибших на своём посту моряков советского рыбопромыслового флота".

Официальная заметка не раскрывала масштаб трагедии, но рыболовы Сахалина и Владивостока, откуда в свой последний промысел уходили эти траулеры, прекрасно знали поименно всех 106 бесследно пропавших в водах Бристольского залива. Стоит упомянуть и то, что в том роковом шторме погибли экипажи и шести японских рыболовных судов — о них мы не знаем вообще ничего.

Роковое заблуждение

Каждую зиму и весну, начиная с 1959 года, в район островов Прибылова много лет подряд выходили суда Беринговоморской экспедиции. Это были крупнейшие в мире операции рыбодобывающего флота, в которых одновременно принимали участие до двухсот кораблей. В Беринговом море рыболовную деятельность по вылову сельди вела Беринговоморская промысловая экспедиция, состоящая из Камчатской, Сахалинской и Приморской рыболовных флотилий. В тот злополучный день несколько десятков судов находились непосредственно в Бристольском заливе у берегов США.

18 января 1965 года часть судов, закончив сельдевой промысел в северной части Бристольского залива, двинулась к югу, где промысловая разведка обнаружила камбалу. Переход на юг сопровождался сильным волнением моря и порывистым ветром, отчего брызги волн, обильно падающие на надстройки судов, тут же замерзали при большой минусовой температуре. На судах началось обледенение корпусов, надстроек, тросов, такелажа и рыболовного оборудования.

-2

Бывалые моряки знали, что при сильном обледенении, из-за скопления на борту судна больших масс льда выше ватерлинии у судна меняются характеристики остойчивости — способности судна восстанавливать своё пространственное положение по крену и дифференту после "возмущающего воздействия", то есть, обычной качки. При запущенном случае обледенение может привести к опрокидыванию судна, так называемому оверкилю. Способ борьбы с этим явлением только один — физическое устранение льда, иначе говоря его скалывание и выбрасывание за борт.