Найти тему
Вирко Тимофей

Гордость ВМФ России - крейсер пр.1144 "Орлан". Атомные исполины наводят страх нашим врагам

Это самый большой несамоходный военный корабль в мире. Было построено всего четыре единицы. Все корабли проекта 1144 имели разные судьбы, некоторые печальные, некоторые не очень. Об этих атомных гигантах, равных которым нет на планете, и пойдет речь в данной статье.



Технические характеристики корабля:


Водоизмещение (стандартное) - 23 750 тонн.
Водоизмещение (полное) - 25 860 тонн.
Длина (максимальная) - 250,1 м.
Ширина - 28,5 м (макс.).
Скорость - 18 узлов (крейсерская)/32 узла (полная).
Скорость котла - 17 узлов (полная).
Экипаж - 744 человека.
Высота над уровнем моря - 59,0 м.
Осадка - 10,3 м.

Крейсер атомный, энергетическая установка состоит из двух реакторов КН-3 (по 150 МВт каждый). Корабль приводится в движение двумя гребными винтами, каждый из которых приводит в движение турбину мощностью 70 000 л.с. Два паровых котла установлены в качестве резервных источников энергии.

Электроэнергия вырабатывается четырьмя паротурбинными генераторами мощностью 3 МВт и четырьмя газотурбинными генераторами мощностью 1,5 МВт. Мощность всех четырех электростанций составляет 18 МВт.

Корабль очень хорошо вооружен, на нем используются почти все существующие виды оружия.

Артиллерия - 2 × 100 мм АК-100 или
1 × 2 × 130 мм АК-130.
Зенитные орудия - 8 × АС-630 или
6 × ЗРАК "Кортик".
Ракетное вооружение - 20 ПКР П-700 'Гранит'.
2 × "Оса-М" (40 ракет) или 8 × "Кинжал" (64 ракеты).
1 × С-300Ф (48 ракет).
1 × С-300ФМ (46 ракет).
Противолодочное оружие - противолодочные ракеты "Метель" или
противолодочные ракеты "Водопад", РБУ-6000 "Смерч-2" или РБУ-12000 "Удав".
Торпедное вооружение - 10 × 533 мм торпедных аппаратов.
Летная группа - Ка-27ПЛ, Ка-29, Ка-31 - три вертолета.

Всекорабельные средства противодействия кораблям противника включают две 150-мм установки ПК-16 (постановщики помех), электронные ловушки, ложные цели и буксируемый торпедный ложный аппарат с мощным генератором шума. На корабле также имеются 3 навигационные станции, 4 системы управления огнем оружия корабля, система "друг-враг" и система управления полетами вертолетов.

Для поиска подводных лодок имеется гидролокационная система с сонаром в носовом бульбе. На корме установлена специальная буксируемая подводная акустическая антенна.

Теперь я расскажу о каждом крейсере отдельно - у каждого корабля своя судьба.

ТАРКП "Киров

-2



Флагманский корабль был передан в состав ВМФ в 1980 году. Крейсер служил на Северном флоте до начала 1990-х годов. В 1991 году он был переведен в резерв II класса. Затем Советский Союз распался, и корабль остался стоять у стенки. Резерв корабля в 1990-х годах был печальным - в лучшем случае донор запчастей и другого имущества, в худшем - операция по утилизации.

Когда в России сменилось правительство и началась перестройка, корабль поставили на ремонт, но практически ничего не было сделано, и в 2002 году он был выведен из состава флота. Кажется, была попытка модернизировать корабль, но после подсчета затрат было решено отказаться от этой затеи.

Решение списать такой гигант - печальная новость, но, по сути, его снос полностью оправдан. Корабль не является серийным, почти все его системы - экспериментальные и опытные, поэтому он был бы сдан на слом как таковой. После многих лет стыковки корпус корабля начал деформироваться, и срок его службы подошел к концу. Поэтому модернизация была бы более дорогой и сложной, чем строительство нескольких новых кораблей.

ТАРКР "Адмирал Лазарев

Второй корабль в проекте и первый в производственной серии. Этот гигант служил на Тихоокеанском флоте, когда вошел в состав ВМФ в 1984 году. В начале 1990-х годов он был выведен из эксплуатации и переведен в резерв. Он был использован в качестве донора для достройки 4-го корабля серии, "Петр Великий". К началу 2000-х годов от корабля остался только корпус.

Корабль долгое время стоял без окончательной судьбы. Была идея модернизировать его. Однако по разным причинам это оказалось очень дорого и нецелесообразно.

В 2021 году корабль был отправлен на слом.

ТАРКР "Адмирал Нахимов

Это 3-й крейсер в проекте и 2-й в серии. Судьба корабля не такая сложная, как у двух его старших братьев. В 1988 году он был передан в состав ВМФ, а в 1997 году отправлен на ремонт и модернизацию на завод "Севмаш". Это спасло корабль от разграбления, как и спасло его от перевода в резерв.

Корабль ожидал ремонта, но на самом деле на нем были проведены лишь незначительные работы. Полная модернизация началась только в 2013 году, и сейчас судно спущено на воду. Корабль будет модернизирован и должен вступить в строй в 2023 году.

В процессе модернизации крейсер будет полностью переоборудован. В процессе модернизации корабль будет оснащен новейшими системами вооружения. На рисунке показана примерная конфигурация вооружений, которые будут приобретены в процессе модернизации.

В частности, крейсер будет нести до 80 крылатых ракет, включая "Циркон".

Американские СМИ назвали этот корабль самым опасным в мире. Судя по количеству ракет, скорее всего, так оно и будет.

ТАРКР "Петр Великий

-3



Четвертый корабль проекта, спущенный на воду в 1989 году. Распад Советского Союза он встретил в виде незавершенного проекта. Однако чудесным образом был достроен, и в 1998 году на нем был поднят Андреевский флаг. Из всех кораблей это единственный, который до сих пор находится в строю. Он участвовал во многих походах и обошел весь мир.

После модернизации "Адмирал Нахимов" также будет модернизирован и переоснащен современными ракетными системами.



Заключение



Эти корабли были построены в Советском Союзе с одной целью. Для борьбы с американскими авианосными группами и для борьбы в одиночку. Это неудивительно. Они имеют огромное количество оружия, включая зенитные ракеты. Возможно, они не смогут уничтожить авианосец, но могут нанести большой ущерб. Так что эти корабли - как кость, застрявшая в горле вероятных "друзей", и выведение кораблей из состава флота, например, тоже во многом их заслуга.

Два корабля не пережили своей участи, а "Петр Великий" был чудом достроен. Однако "Адмирал Нахимов" вскоре вернется на действительную службу и станет носителем большого количества гиперзвуковых ракет. Когда это произойдет, "Петр Великий", вероятно, также будет модернизирован. Это позволит использовать их еще долгое время.