Привет!
Меня зовут Рома Рассказов.
Это канал Сквозь время.
Мы уверенны, что остались одни в этом мире.
Конечно, нашу планету населяют другие живые существа которых мы знаем, звери, птицы, рыбы, растения, грибы и даже бактерии. Но человек горделиво чувствует себя одиноким на планете, никто кроме нас не умеет разговаривать, не строит дома, не делает инструментов. Разум и цивилизация, кажется нам, навсегда отделили нас от природы. Есть люди и больше никого. Оттого пропитаны особой тоской, кажутся истории, а такие истории есть на всех континентах и во всех уголках земли, о тех, кто прячется от человеческих глаз, о других.
О древних волшебных существах, обладателях тайных знаний и просто не похожих на людей народов, которые либо спрятались с приходом человечества или всегда жили скрытно.
В одних историях мы пришли занять их место и их культура пришла в упадок, в других они живут параллельно нам, там куда еще не добралась цивилизация.
Одно можно сказать точно, они не исчезли совсем, в наше время рассказы о встречах с маленьким народцем, с волшебными, похожими на нас, но все таки отличающимися существами, никуда не делись. Век тайн, век волшебства, вроде бы закончился, но слабые его проблески, то тут, то там можно встретить до сих пор.
О странных народах, которые жили до людей, а иногда продолжали существовать параллельно с нами, рассказывали и рассказывают по всей России.
Коми-пермяки например, говорят о чуде или чудах, иногда они называют их своими предками. Это народ невысокого роста, который жил до людей, они селились в пещерах, землянках и ямах. С приходом человечества они ушли под землю и больше не появляются на поверхности, хотя Коми-пермяки иногда говорят о мелких, темных существах - чудах, которые нападают на людей и просто им вредят.
У Ненцев есть придание о народе Сихиртя или Сиртя, они были маленького роста, необычно говорили, слегка заикаясь и носили красивую одежду с металлическими подвесками. Сихиртя были беловолосые и белоглазые, они считались умелыми кузнецами и хранителями серебра и золота. Иногда, они дарили людям вещи сделанные из необыкновенного металла, ковши, ножи, наперстки. Когда в тундру пришли Ненцы, Сихиртя как и в истории про чудов, ушли жить под землю, начали боятся дневного света и выходить на поверхность только ночью или в туман.
Интересно что контакты людей с Сихиртя, после этого не закончились. Можно найти даже упоминание женитьбы Ненцев, на женщинах Сихиртя.
Это заставило археологов придти к мнению, что Сихиртя было каким-то древним племенем, которые жили на Ямале до Ненцев, но до сих пор раскопки и исследования не привели к результату. Не позволили связать Сихиртя с какой-либо, археологической культурой. При этом в 19 веке, русские путешественники, отправлявшиеся на Ямал, записывали свидетельства об остатках жилищ, какого-то неведомого народа.
Путешественник Иван Лепехин, натыкался на заброшенные хижины. Близи рек и озер, в тундре, прямо в холмах и горах. Вместо двери в них были отверстия, а внутри находились фрагменты посуды и инструментов из глины, меди и железа.
Александр Шренков в 1837 году, описывал когда то населенные пещеры, находившиеся в большеземельской Тундре.
Он же, записал придания Ненцев о Сихиртя, которые занимались рыболовством и охотой, а потом навсегда скрылись внутрь нашей планеты. Интересно, что историю этих народов чаще всего связывают с их уходом под землю. Искусные мастера и обладатели тайных знаний, с приходом людей, им пришлось покинуть поверхность.
Кольский полуостров попал во власть России довольно рано, есть свидетельства, что Новгородская область облагала местных жителей Саамов, данью еще в 13 веке. Норвежцы тоже пытались установить здесь свое влияние, но в конце концов заключили договор с новгородцами, по которому полуостров отходил к ним, позже земли Кольского полуострова вошли в состав московского княжества и в конце концов стали частью Российской Империи.
Все это время здесь жили Саамы, коренной народ Северной Европы, который сегодня живет на территории Норвегии, Швеции, Финляндии и России. Долгое время при этом традиционная жизнь Саамов не была затронута. Начиная с 15 века, русские обращали саамов в христианство, но местные верования и обряды никуда не уходили.
Еще в начале 20 века здесь оставались приверженцы традиционного шаманизма, оружием которое уничтожило местную культуру, стала Советская власть. В 20-30 годы началось промышленное освоение Кольского полуострова и стала проводиться коллективизация. Традиционные верования были объявлены вредными суевериями и богатая мифология полуострова истреблялась.
У Саамов свои истории о маленьком волшебном народе, они называют их Чахли или Чакли, это маленькие человечки с серой кожей, ростом человеку по колено и живут они под землей. Там у них есть свои поселения и дома. При этом Чакли владеют подземным богатством, золотом и драгоценностями, но сами живут скромно, на столько, что часто не носят одежду.
История столкновения людей с Чахли при этом странная, Чахли ведут себя странно, они постоянно хихикают и говорят теми же словами что и люди, но в обратном порядке, то есть задом на перед. Кроме этого Чакли часто повторяют действия людей, есть история о том, как люди приносят Чакли домой и пытаются научить их человеческому промыслу, но существа повторяют действия людей неумело.
Иногда, эта их особенность используется, чтобы убить Чахли.
Есть история про охотника, который встретил такого человечка, взял нож и провел себе по шее, Чахли тоже взял нож, повторил за охотником и перерезал себе горло.
Чахли тоже не всегда дружелюбны к людям, они любят обманывать и могут например, заманить человека в каменную расщелину и удушить его там.
Когда пришла Советская власть, истории о Чахли среди Саамов никуда не делись, но в СССР их пытались искоренить. Истории о Чахли стали делать детскими сказками, их печатали в книгах и преподносили детям как рассказы о веселых гномиках.
От этих историй легко отмахнуться, пришла цивилизация, пришло просвещение и Чахли превратились в детские сказки. Но как никуда не делись Саамы, пускай в России их осталось чуть больше 1500, так никуда не делись встречи с Чахли. Мы можем закрывать на них глаза, а маленький народец будто бы все еще живет под землей и сталкивается с людьми.
Если изучать современные истории о Чахли, то чаще всего встречи с ними происходят в одном районе Кольского полуострова, на юго-западе от Мурманска, возле реки Тулома и села Тулома. По сравнению с многотысячным Мурманском, это практически дикая местность, вокруг нетронутые Лапландские озера и леса и можно пройти десятки километров ни встретив никого.
Дальнобойщик Анатолий Сердюк рассказывает такую историю, произошедшую с ним в этом селе в 1958 году, когда ему было 6 лет.
Вместе с друзьями он любил играть в каменистом овраге, неподалеку от реки, они ходили по лесу, собирали ягоды, а потом спускались в овраг и прыгали по камням. В тот день, они как обычно прыгали по камням, как вдруг заметили отверстие в земляной стене, большую нору, которой раньше там не было. Возле дыры копошилось несколько существ светло-серого цвета, они выглядели озабочено, как будто ищут что-то. Любопытные дети попытались подойти посмотреть что происходит, но существа агрессивно начали их отгонять. Дети побежали прочь, а существа не стали их преследовать, видимо они просто хотели отогнать их от норы, чтобы их оставили в покое. Анатолий с друзьями вернулись в деревню и рассказали обо всем родителям, но им никто не поверил. Они больше не встречали серых существ, но до сих пор все, а было их пятеро, помнят эту историю и когда встречаются могут ее вспомнить в мельчайших подробностях.
А вот более недавняя история произошедшая в 2012 году.
Один мотоциклист поехал кататься по лотинской дороге, которая как раз проходит мимо села Тулома.
В сторону озера Курбыш.
Он свернул по лесовозной дороге, это путь по которому из леса вывозят срубленные деревья и решил заночевать неподалеку. Развел огонь, повесил себе тент и стал дремать. Вдруг он услышал странные звуки и шорох, мотоциклист посмотрел в сторону звуков испугавшись, что это может быть медведь или другой зверь, но пригляделся и увидел небольшого человечка стоявшего возле сосны. Он был серого цвета, с приплюснутым носом, но правильными чертами лица. Потом появился другой такой же человечек и они начали разговаривать между собой тонкими голосами похожими на писк мышей, по очереди переговариваясь между собой, эти существа подошли к костру, мотоциклист лежал под тентом затаив дыхание и боясь издать звук. Он выполз из под брезентового тента, а существа увидев его отошли обратно от костра к сосне. Ощущения у мотоциклиста были неприятные, он был встревожен и взволнован, подошел к сосне чтобы посмотреть куда делись человечки, но там не было ничего, никакой дыры, ямы или других признаков их присутствия. Он собрал свои вещи, сел на мотоцикл и быстро покинул то место.
Как-то раз, в начале 80-х, охотник Василий Шайтанов возвращался домой после долгой охоты в город Мончегорск.
Он шел через хребет, который называется Волчьей тундрой, была осень и вы можете представить себе как это выглядит. Не ровные, бескрайние, серо-красно-зеленые равнины, испещренные камнями, мхом, редкими уже, облетевшими деревьями, а так же озерами, ручьями и реками.
Вокруг никого.
Шайтанов перешел ручей и стал взбираться на сопку, пройдя вверх и вдоль по ней, он оказался над туманной низиной, вдруг он услышал в тумане какие-то высокие звуки, будто кто-то не громко насвистывает.
Неужели это другой охотник?
Шайтанов не слышал человеческого голоса 9 дней, потому что все это время был в походе на охоте, он пошел дальше, спустился к небольшому болотцу и где-то в 70 метрах от себя увидел двух зайцев дерущихся на задних лапах, охотник присмотрелся и понял, что это не зайцы, а человечки высотой чуть больше полуметра. По его словам они были одеты в старинные сарафаны, а на плечах у них висели длинные плетенные корзины.
Человечки стояли в зарослях голубики и брусники.
Шайтанов быстро снял с плеча ружье, но существа исчезли. На этом странные происшествия не закончились. Пройдя чуть дальше Шайтанов увидел, там где были человечки нору между двумя валунами.
Сняв рюкзак и оставив ружье он полез внутрь. Был октябрь, но из норы его обдало морозным холодом. Он пролез еще 10 метров вперед, а нора пошла вправо и под уклон, вдруг потянуло жаром, как-будто дальше, глубже в норе было что-то горячее.
Шайтанов повернулся назад и понял, что свет с поверхности земли еле виден, вдруг ему стало жутко, он почувствовал что ему не стоит находится в этой дыре в земле, он развернулся и пополз к выходу. Тут он заметил, что сколько бы он не лез, он нигде не задевал и не ударялся о торчащий каменный выступ, камни в земле были словно кем-то обтесаны.
Может быть это не просто одиночество?
Не просто тоска по другим существам с которыми мы хотим общаться.
Может истории про "других", про маленькие народцы, обладателей тайных знаний ушедших под землю, идут от идеи, что человечество гости на этой земле?
Что мы забрали ее у тех, кто был тут до нас.
У настоящих ее жителей и хозяев.
А может эти истории растут из страха, что нечто подобное когда-нибудь случится и с нами, людьми.
Кто-то придет следом, более агрессивный, более жадный, просто более многочисленный.
И нам придется прятаться.
Для них мы будем, как такой же маленький, волшебный народец.
Странные, устаревшие, бормочущие на непонятном языке.
Спасибо что дочитали!
Меня зовут Рома Рассказов.
Это канал Сквозь время.
До встречи!