Фильм «Человек-амфибия» (1961) имеет мощную литературную основу — это экранизация одноимённого романа писателя-фантаста Александра Беляева. И постановкой этого фильма занимались сразу два режиссёра — Геннадий Казанский и Владимир Чеботарёв. Для своего времени это был весьма амбициозный кинопроект. Здесь требовались очень сложные по меркам начала 1960-х подводные съёмки. Критики из газеты The New York Times, когда узнали о планах советских кинематографистов снять данный фильм, спрогнозировали ему полный провал. Но они ошиблись. За первые три года «Человека-амфибию» в кинотеатрах посмотрели более 100 млн зрителей.
У данного фильма есть целый ряд очевидных достоинств. По сценарию, всё действие происходит в Южной Америке, в аргентинском Буэнос-Айросе. И вывески, дома, машины, даже полицейские в шляпах с широкими полями — всё это создаёт очень правдоподобную атмосферу южного, немного сказочного города, где много контрастов и красок, где нищета (её воплощением являются, например, мальчишки, чистящие обувь) соседствует с богатством дельцов, торгующих дарами моря...
Стоит отметить и то, что актёров на главные роли подобрали действительно очень удачно. Молодой Владимир Коренев в роли Ихтиандра — настоящая находка. У него очень выразительные, грустные глаза, и это именно то, что здесь нужно.
И сам образ Ихтиандра — тоже достаточно интересный. Его отец, доктор Сальватор, в детстве пересадил ему жабры — чтобы спасти ему жизнь. В результате Ихтиандр получил возможность находиться долгое время под водой и даже дышать там. Плюс ко всему он был воспитан, по сути, вдали от общества, и поэтому плохо знаком с царящими на суше порядками и законами.
Одна из лучших сцен фильма — это первый поход Ихтиандра в город, где он демонстрирует своё непонимание ценности денег, купается в фонтане и раздаёт всем желающим рыбу бесплатно, говоря, что в океане её сколько угодно много. Важно также обратить внимание на то, что под водой Ихтиандр носит причудливый блестящий костюм (если верить роману Беляева, он нужен для защиты от акул). В какой-то степени это делает человека-амфибию похожим на супергероя из комиксов.
Анастасия Вертинская (дочь знаменитого поэта, певца и эстрадного артиста Александра Вертинского) тоже отлично вжилась в роль красавицы Гуттиэре. В кадре вместе с Кореневым она смотрится очень гармонично — они хорошо дополняют друг друга. По сюжету, Гуттиэре — дочь рыбака. Но она очень гордая, и не принимает ухаживания главного злодея ленты — дона Педро Зурита (даже несмотря на то, что отец Гуттиэре задолжал ему денег).
Ещё одно достоинство «Человека-амфибии» — это песни, звучащие здесь. И речь идёт не только о всем известном хите «Эй, моряк!» в исполнении джазовой певицы Нонны Сухановой. В одном из эпизодов тут также можно услышать замечательную «Песню о рыбаке» (стихи к этой песне написала поэтесса Юлия Друнина).
Безусловно, этот фильм в целом можно отнести к фантастическому жанру. Однако многие зрители воспринимают его, скорее, как очень красивую, очень трогательную историю о любви. Ихтиандр и Гуттиэре — это чувствуется — созданы друг для друга, они оба — добрые, чистые, светлые. Но вместе им быть не суждено.
Концовка у фильма, к сожалению, довольно печальная. Педро Зурита всё-таки добивается того, что доктора Сальватора вместе с Ихтиандром задерживают и отправляют в тюрьму. И там человека-амфибию держат в бочке с грязной водой, из-за чего он утрачивает способность нормально дышать воздухом. И хотя журналист Ольсен помогает сбежать Ихтиандру, это уже не может в корне исправить ситуацию.
Человек-амфибия вынужден проститься со своей возлюбленной и навсегда уйти в морские глубины. Наверное, ему там будет очень одиноко. С другой стороны, он больше никогда не столкнётся с жестокостью этого мира, с жестокостью людей. Как ни крути, именно эта жестокость и помешала ему обрести своё счастье с прекрасной Гуттиэре.