362,6K подписчиков

В Марокко крутые вокзалы и скоростные поезда. Нам есть чем поучиться у марокканцев!

6,5K прочитали

 Фотографии Марокко, которые я сделал во время моего путешествия в 2021 году, наверное, расстроят кого-нибудь.

Фотографии Марокко, которые я сделал во время моего путешествия в 2021 году, наверное, расстроят кого-нибудь. Потому что я покажу вам современные скоростные поезда и вокзалы, а также расскажу, как преображаются марокканские города.

01. Это пути современного трамвая, которые подходят к главному вокзалу Касабланки! Никакой стихийной парковки, никакого мусора и алкашей. Никаких чебуречных и пивных. Да, в Касабланке не один крутой вокзал, а целых два!

 Фотографии Марокко, которые я сделал во время моего путешествия в 2021 году, наверное, расстроят кого-нибудь.-2

02. А вот посмотрите, как марокканцы работают с историческим наследием. Справа старый вокзал, который не снесли, а просто построили рядом большой современный. У нас почему-то так не умеют.

 Фотографии Марокко, которые я сделал во время моего путешествия в 2021 году, наверное, расстроят кого-нибудь.-3

В России, скорее, старое здание просто бы снесли, а на его месте построили бы какую-нибудь коробку. И далеко за примером ходить не надо – вспомните ту же Самару, где стоял прекрасный вокзал 1876 года постройки:

 Фотографии Марокко, которые я сделал во время моего путешествия в 2021 году, наверное, расстроят кого-нибудь.-4

Что с ним сделали? Правильно, просто снесли и поставили на его месте безвкусную стекляшку:

 Фотографии Марокко, которые я сделал во время моего путешествия в 2021 году, наверное, расстроят кого-нибудь.-5

03. Но в Марокко делают иначе. Вокзал Casa-Voyageurs был построен ещё при французах в 1923 году, но марокканцы не стали его сносить 2010-х, когда решили строить новый.

 Фотографии Марокко, которые я сделал во время моего путешествия в 2021 году, наверное, расстроят кого-нибудь.-6

04. Старое здание осталось на своём месте, хоть сейчас оно и не работает по своему прямому назначению.

 Фотографии Марокко, которые я сделал во время моего путешествия в 2021 году, наверное, расстроят кого-нибудь.-7

05. С другой стороны вокзала большая площадь с хорошим благоустройством. Сюда приходят гулять и отдыхать жители соседних домов с детьми. Оказывается, вокзал может не быть зоной отчуждения.

 Фотографии Марокко, которые я сделал во время моего путешествия в 2021 году, наверное, расстроят кого-нибудь.-8

06. Вокзал Casa-Voyageurs возвели совсем недавно во время строительства первой в Африке высокоскоростной железнодорожной магистрали Касабланка–Танжер. Здание спроектировано архитектором Касабланки Ясиром Халилом и консорциумом итальянских компаний с опытом проектирования железнодорожных объектов. В будущем протяжённость скоростной железной дороги планируют увеличить с существующих 323 до 1500 километров. Обсуждается даже вариант пуска поездов по тоннелю в Испанию!

 Фотографии Марокко, которые я сделал во время моего путешествия в 2021 году, наверное, расстроят кого-нибудь.-9

07. Удивительное дело, в Африке скоростные железные дороги есть, а в России их не могут построить уже несколько десятилетий!

 Фотографии Марокко, которые я сделал во время моего путешествия в 2021 году, наверное, расстроят кого-нибудь.-10

08. Везде доступная среда. На любой этаж вокзала и на платформы к поездам можно без проблем добраться на инвалидной коляске без посторонней помощи.

 Фотографии Марокко, которые я сделал во время моего путешествия в 2021 году, наверное, расстроят кого-нибудь.-11

09. Здесь нет рамок, нет случайной торговли. С магазинами и кафе вообще всё очень цивилизованно – они здесь есть, но вам нет необходимости проходить через торговые ряды, чтобы добраться до платформы.

 Фотографии Марокко, которые я сделал во время моего путешествия в 2021 году, наверное, расстроят кого-нибудь.-12

10. Торговля не мешает движению пассажиров. Сам вокзал расположен над путями, поэтому к поездам нужно спускаться.

 Фотографии Марокко, которые я сделал во время моего путешествия в 2021 году, наверное, расстроят кого-нибудь.-13

11. На высокоскоростной линии ходят французские двухэтажные поезда Alstom, которые могут разгоняться до 320 км/ч. Путь в 323 километра до Танжера поезд преодолевает за 2 часа 10 минут, делая несколько остановок по пути. Время планировали еще сократить. Для сравнения, на машине до Танжера пришлось бы ехать 3,5 часа. Конечно, эта история была бы не про Марокко, если бы современный скоростной поезд не оказался весь в грязи – транспорт здесь мыть, видимо, не принято.

 Фотографии Марокко, которые я сделал во время моего путешествия в 2021 году, наверное, расстроят кого-нибудь.-14

12. Зато внутри чисто и удобно.

 Фотографии Марокко, которые я сделал во время моего путешествия в 2021 году, наверное, расстроят кого-нибудь.-15

13. Стоимость билетов до Танжера от 149 дирхамов (примерно 1250 руб.) за второй класс до 243 дирхамов (2040 руб.) за первый (данные 2021 году). Ближе к дате отправления билеты становятся дороже.

 Фотографии Марокко, которые я сделал во время моего путешествия в 2021 году, наверное, расстроят кого-нибудь.-16

14. Вокзалы на пути следования все новые и были спроектированы разными архитекторами. В 2011 году был объявлен международный конкурс на определение облика железнодорожных станций. В основном вокзалы проектировали марокканцы совместно с европейскими компаниями, по большей части итальянскими.

 Фотографии Марокко, которые я сделал во время моего путешествия в 2021 году, наверное, расстроят кого-нибудь.-17

15. На границе городов Рабат и Сале поезд проезжает мимо строящейся "Башни Мухаммеда VI", названной в честь короля страны. Небоскрёб после завершения строительства в 2022 году должен был стать самым высоким в Африке. Его высота составит 250 метров, спроектировали архитекторы Рафаэль де Ла-Хоз и Хаким Бенджлон.

 Фотографии Марокко, которые я сделал во время моего путешествия в 2021 году, наверное, расстроят кого-нибудь.-18

В башне будет 55 этажей, где будут как офисы и апартаменты, так и роскошный отель.

Фото: Rafael de la-Hoz Arquitectos
Фото: Rafael de la-Hoz Arquitectos

16. А это уже вокзал Танжера. Несмотря на то, что старое здание было построено лишь в начале нулевых, его тоже оставили, построив новый терминал для высокоскоростных поездов поблизости. Вокзал спроектирован марокканским архитектором Юсефом Мелихи.

 Фотографии Марокко, которые я сделал во время моего путешествия в 2021 году, наверное, расстроят кого-нибудь.-20

Раньше здание было поменьше. Впрочем, оно стоит и сейчас рядом с новым терминалом.

Фото: mustapha_ennaimi / Wikipedia
Фото: mustapha_ennaimi / Wikipedia

17. Танжер отделяет от Испании всего 14 километров. Портовый город весь прошлый век переходил под контроль то одной страны, то другой. В разные периоды он управлялся Францией, Испанией, Великобританией, Италией, Португалией и Бельгией. Неудивительно, что город впитал в себя все эти культуры. Танжер стал точкой притяжения для художников, музыкантов, дипломатов и преступников. Здесь бывали Rolling Stones, писал свои картины Анри Матисс.

 Фотографии Марокко, которые я сделал во время моего путешествия в 2021 году, наверное, расстроят кого-нибудь.-22

18. Сегодня это крупный портовый город на севере страны, в котором проживает больше миллиона человек. Здесь есть современные набережные и пляжи, новые жилые дома и офисы, а также неплохие общественные пространства.

 Фотографии Марокко, которые я сделал во время моего путешествия в 2021 году, наверное, расстроят кого-нибудь.-23

19. С набережной, говорят, в хорошую погоду можно разглядеть испанский берег.

 Фотографии Марокко, которые я сделал во время моего путешествия в 2021 году, наверное, расстроят кого-нибудь.-24

20. Пляж, песок, солнце, море!

 Фотографии Марокко, которые я сделал во время моего путешествия в 2021 году, наверное, расстроят кого-нибудь.-25

21. Вообще, стоит заметить, город очень чистый и во многом выглядит по-европейски. Вот, например, старый город:

 Фотографии Марокко, которые я сделал во время моего путешествия в 2021 году, наверное, расстроят кого-нибудь.-26

22. Все дома в одном стиле, на фасаде не развешаны кондиционеры, а вот спутниковые тарелки на крышах есть.

 Фотографии Марокко, которые я сделал во время моего путешествия в 2021 году, наверное, расстроят кого-нибудь.-27

23. Театр, посвященный Мигелю де Сервантесу, который построили испанцы ещё в 1913 году. В 2021 он не работал. Внутрь, к сожалению, попасть сложно – возле здания бродит охранник и смотрит за тем, чтобы в этот прекрасный театр никто не забрался.

 Фотографии Марокко, которые я сделал во время моего путешествия в 2021 году, наверное, расстроят кого-нибудь.-28

24. Старые улочки полностью переделывают: меняют дорожное покрытие, делают люки, новую канализацию, обновляют фасады зданий. Несмотря на то, что город сейчас действительно выглядит очень аккуратно, к самой реконструкции есть вопросы. Дело в том, что теперь везде одинаковые двери, ставни, навесы. Причем одинаковые не только в Танжере, но и по всей стране. Теряется дух старины.

 Фотографии Марокко, которые я сделал во время моего путешествия в 2021 году, наверное, расстроят кого-нибудь.-29

25. Некоторые улицы стали похожи на какие-то декорации для туристов, где не так много осталось уникальных исторических деталей.

 Фотографии Марокко, которые я сделал во время моего путешествия в 2021 году, наверное, расстроят кого-нибудь.-30

26. А ведь это старый город с лабиринтами из узких улочек.

 Фотографии Марокко, которые я сделал во время моего путешествия в 2021 году, наверное, расстроят кого-нибудь.-31

27.

 Фотографии Марокко, которые я сделал во время моего путешествия в 2021 году, наверное, расстроят кого-нибудь.-32

28. Было бы здорово, если бы у них работал свой аналог фонда "Внимание", который бы не позволил лишить Танжер исторических деталей.

 Фотографии Марокко, которые я сделал во время моего путешествия в 2021 году, наверное, расстроят кого-нибудь.-33

29.

 Фотографии Марокко, которые я сделал во время моего путешествия в 2021 году, наверное, расстроят кого-нибудь.-34

30. Старый город до сих пор окружен остатками каменного вала. Большая часть его была построена во время португальского правления, реставрационные работы проводились уже позже.

 Фотографии Марокко, которые я сделал во время моего путешествия в 2021 году, наверное, расстроят кого-нибудь.-35

31. Марокканцы несут стройматериалы для дальнейшей перестройки старого города.

 Фотографии Марокко, которые я сделал во время моего путешествия в 2021 году, наверное, расстроят кого-нибудь.-36

32. До некоторых районов реставрация еще не дошла. Гулять по ним интереснее.

 Фотографии Марокко, которые я сделал во время моего путешествия в 2021 году, наверное, расстроят кого-нибудь.-37

33.

 Фотографии Марокко, которые я сделал во время моего путешествия в 2021 году, наверное, расстроят кого-нибудь.-38

34. Марокканцы сейчас обновляют и морскую инфраструктуру – в 40 километрах от города в 2007 году открыли крупнейший порт на Средиземном море и в Африке. А вот это уже новый порт для рыболовецких судов в самом Танжере, открытый королём Мохаммедом VI в 2018 году:

 Фотографии Марокко, которые я сделал во время моего путешествия в 2021 году, наверное, расстроят кого-нибудь.-39

35. Паромный терминал в Испанию. В 2021, понятное дело, пассажирские перевозки не осуществлялись, но в доковидную эпоху отсюда можно было добраться до испанского города Тарифа.

 Фотографии Марокко, которые я сделал во время моего путешествия в 2021 году, наверное, расстроят кого-нибудь.-40

36. Море, аккуратные дома, ровные прибрежные дороги. Так сразу и не скажешь, что находишься в Африке.

 Фотографии Марокко, которые я сделал во время моего путешествия в 2021 году, наверное, расстроят кого-нибудь.-41

37. Давайте немного покажу старый город, куда еще не добрались марокканские реставраторы.

 Фотографии Марокко, которые я сделал во время моего путешествия в 2021 году, наверное, расстроят кого-нибудь.-42

38. Здесь ещё не вылизаны витрины магазинов, не вставлены одинаковые двери и ставни.

 Фотографии Марокко, которые я сделал во время моего путешествия в 2021 году, наверное, расстроят кого-нибудь.-43

39. Типичная мусульманская Африка, но при этом, стоит заметить, достаточно аккуратная.

 Фотографии Марокко, которые я сделал во время моего путешествия в 2021 году, наверное, расстроят кого-нибудь.-44

40. Легендарные французские лавочки. Почему легендарные? Дело в том, что они встречаются по всему миру – в самой Франции, почти во всех её бывших колониях, просто в дружественных странах. Они есть в Африке, есть на Карибских островах. По таким лавочкам можно понять, что здесь были французы. Вы их могли видеть чуть выше на фотографиях набережной в самом Танжере.

 Фотографии Марокко, которые я сделал во время моего путешествия в 2021 году, наверное, расстроят кого-нибудь.-45

Почти такую же лавочку я видел в островном государстве Сент-Люсия, до которого почти 6 тысяч километров от Танжера.

 Фотографии Марокко, которые я сделал во время моего путешествия в 2021 году, наверное, расстроят кого-нибудь.-46

41. Обновление города продолжается – снова что-то копают.

 Фотографии Марокко, которые я сделал во время моего путешествия в 2021 году, наверное, расстроят кого-нибудь.-47

42. Интересно, через несколько лет что-то останется от оригинального города?

 Фотографии Марокко, которые я сделал во время моего путешествия в 2021 году, наверное, расстроят кого-нибудь.-48

43. Здесь еще сохранились прекрасные исторические подъезды. Некоторые их них, правда, разрушаются

 Фотографии Марокко, которые я сделал во время моего путешествия в 2021 году, наверное, расстроят кого-нибудь.-49

44. Городские улицы Танжера.

 Фотографии Марокко, которые я сделал во время моего путешествия в 2021 году, наверное, расстроят кого-нибудь.-50

45. Вполне себе Европа.

 Фотографии Марокко, которые я сделал во время моего путешествия в 2021 году, наверное, расстроят кого-нибудь.-51

46.

 Фотографии Марокко, которые я сделал во время моего путешествия в 2021 году, наверное, расстроят кого-нибудь.-52

47. Особенно если не обращать внимание на некоторых назойливых местных жителей, которые хотят показать город / провести до нужного места / заказать такси / показать лучший отель / сказать по секрету название хорошего ресторана.

 Фотографии Марокко, которые я сделал во время моего путешествия в 2021 году, наверное, расстроят кого-нибудь.-53

48.

 Фотографии Марокко, которые я сделал во время моего путешествия в 2021 году, наверное, расстроят кого-нибудь.-54

49. Ладно, давайте возвращаться из северного Танжера в Касабланку.

 Фотографии Марокко, которые я сделал во время моего путешествия в 2021 году, наверное, расстроят кого-нибудь.-55

50. Хочу показать вам здешние трущобы – самое то после роскошного города, построенного для туристов.

 Фотографии Марокко, которые я сделал во время моего путешествия в 2021 году, наверное, расстроят кого-нибудь.-56

51. Небось, думаете, здесь будет настоящий африканский ад, где кругом грязь и антисанитария?

 Фотографии Марокко, которые я сделал во время моего путешествия в 2021 году, наверное, расстроят кого-нибудь.-57

52. А вот и нет! Даже трущобы в Марокко выглядят достаточно чисто, несмотря на бедность проживающих здесь людей.

 Фотографии Марокко, которые я сделал во время моего путешествия в 2021 году, наверное, расстроят кого-нибудь.-58

Понятное дело, что жить здесь тяжело, но сравните с тем, как выглядят трущобы в Найроби:

 Фотографии Марокко, которые я сделал во время моего путешествия в 2021 году, наверное, расстроят кого-нибудь.-59

53. Чувствуете разницу?

 Фотографии Марокко, которые я сделал во время моего путешествия в 2021 году, наверное, расстроят кого-нибудь.-60

54.

 Фотографии Марокко, которые я сделал во время моего путешествия в 2021 году, наверное, расстроят кого-нибудь.-61

55. Лачуги в трущобах выглядят неважно, но всё же крайняя нищета здесь почеловечнее что-ли. У многих есть спутниковые тарелки. Возможно, со временем власти приведут в порядок и эту территорию.

 Фотографии Марокко, которые я сделал во время моего путешествия в 2021 году, наверное, расстроят кого-нибудь.-62

56. Маяк эль Ханк. При большом желании на него можно подняться и изучить изнутри, если договориться со смотрителем.

 Фотографии Марокко, которые я сделал во время моего путешествия в 2021 году, наверное, расстроят кого-нибудь.-63

Иногда маяк раскрашивают, но сейчас он одноцветный.

Фото: DanMcLean / flickr.com
Фото: DanMcLean / flickr.com

57. Побережье Атлантического океана

 Фотографии Марокко, которые я сделал во время моего путешествия в 2021 году, наверное, расстроят кого-нибудь.-65

58.

 Фотографии Марокко, которые я сделал во время моего путешествия в 2021 году, наверное, расстроят кого-нибудь.-66

59.

 Фотографии Марокко, которые я сделал во время моего путешествия в 2021 году, наверное, расстроят кого-нибудь.-67

60. Великая мечеть Хасана II – самая крупная в Марокко и одна из крупнейших в мире. Открыли её тоже относительно недавно, в 1993 году.

 Фотографии Марокко, которые я сделал во время моего путешествия в 2021 году, наверное, расстроят кого-нибудь.-68

61. Всё же Марокко – удивительная страна. Она очень быстро меняется и обновляется. Здесь строят небоскрёбы, высокоскоростные железные дороги, автомагистрали, пускают современные европейские трамваи и приводят в порядок города. Да, есть проблемы с качеством, по-прежнему достаточно много бедных, но кто бы мог подумать еще пару десятилетий назад, что североафриканскую страну в плане развития городской среды можно будет ставить в пример российским городам? Но сегодня нам действительно есть чему поучиться у марокканцев.

 Фотографии Марокко, которые я сделал во время моего путешествия в 2021 году, наверное, расстроят кого-нибудь.-69