Всякая композиция начинается с эскиза. Эскиз в живописи —проект картины, Все основные вопросы должны быть продуманы и ре-
шены в эскизе.
Главный из этих вопросов, требующий решения в первую очередь,
это идея, сюжетный замысел, основная мысль, которую надо выразить
понятно и просто. В дальнейшей работе вопросы художественного вы-
ражения главной мысли будут приобретать все большее значение, од-
нако идейное содержание произведения всегда остается главным, руко-
водящим и подчиняющим себе все остальное,
' Обязательно ли делать эскиз?
Безусловно, обязательно. Молодой художник должен приучить се-
бя с первых шагов в искусстве начинать всякую творческую работу с
эскиза. Эскиз нужен не только для картины, но и для портрета, для
пейзажа, даже для академического рисунка с натуры.
Только наброски делаются без предварительного эскиза. Но и на-
броски не должны быть случайными, сделанными неизвестно для чего,
Они преследуют определенную цель — уловить движение животного,
птицы, человека, как бы «записать», «запомнить карандашом» вырази-
тельный поворот, ракурс, характер изображаемого. Здесь не случайно
приведено выражение — «запомнить карандашом», так как делать эски-
зы — значит, образно выражаясь, думать карандашом.
Хорошая школа должна воспитать в своих учениках на всю жизнь
стремление писать и рисовать, изучая природу и главное — человека.
Академическая штудия очень важна, без нее мастером не станешь. Од-
`нако неверно и пагубно, если она становится самоцелью.
Какие же вопросы решает эскиз? Самые основные, без которых не
может быть творческого произведения. Главная задача в работе над
— эскизом — добиться выразительности, правильности общего впечатле-
ния в поисках художественного образа. Сюда входит расположение
частей картины — групп людей, предметов, пейзажа и т. д. расположе-
ние силуэтов пластических форм, основных линий, цветовых пятен, ко-
торые создают колорит произведения; и при всем этом нельзя упускать
главной цели работы — создания художественного образа.
Следовательно, эскиз — это уже композиция, Но композиция не
кончается в эскизе, она здесь начинается, и забота о совершенствова-
нии все не оставляет художника до последнего удара кисти в его работе
над картиной.
Чтобы основная мысль стала ведущей и в картине, чтобы лишить
себя возможности дробить форму, надо в начале работы над эскизом
‚отказаться от деталей и компоновать пока крупные массы. Леонардо да ’Винчи, например, советовал делать эскизы большой кистью, потому что,
(если будет понятна в эскизе главная мысль, то дальнейшая разработка
деталей сделает ее еще ясней; если же эскиз в самом начале не ясен в
целом, то никакие детали пе помогут.
Композиция тесно связана с созданием художественного образа.
"Собственно композицией и решается самая великая задача творчества —
_ создание художественного образа в картине. Художественный образ (в
данном случае не в философском, а в творческом, практическом смыс-
ле) является настолько важным, что становится главной целью поисков
„при эскизировании" будущей картины.
#Коллектив-авторов-Школа-изобразительного-искусства-_вып.6_-1965г#Попрограммехудучилища#РИСУНОКПЕЙЗАЖА