Звонят коллекторы? Пожалуемся приставам!

В декабре прошлого года к нам обратилась женщина, проблемой которой были звонки коллекторов и не просто звонки, а настойчивые, звонки родственникам, знакомым, друзьям, угрозы, запугивания, бесконечные

В декабре прошлого года к нам обратилась женщина, проблемой которой были звонки коллекторов и не просто звонки, а настойчивые, звонки родственникам, знакомым, друзьям, угрозы, запугивания, бесконечные сообщения с «левых» страниц в социальных сетях и подобные вещи. Казалось бы, чем здесь может помочь юрист?! Однако, мы решили обратиться к приставам, да-да к ним, а если конкретнее то мы подали жалобу в Управление организации ведения государственного реестра и контроля за деятельностью юридических лиц, осуществляющих функции по возврату просроченной задолженности ФССП России.

Требования нашей жалобы – это проведение проверки деятельности по возврату просроченной задолженности и принятие мер к выдаче предписаний, привлечении к административной ответственности в части нарушения Федерального закона от 03.07.2016 N 230-ФЗ "О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности и о внесении изменений в Федеральный закон "О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях» (далее по тексту - Закон №230) ряда организаций.

Если честно, зная, как порой недобросовестно относятся к работе сотрудники ФСПП, мы отнеслись к этому скептически и не ждали каких-либо результатов, однако были приятно удивлены, как они быстро отреагировали на нашу жалобу и начали работу в отношении организаций, на которые мы собственно и жаловались (а их, к слову, не много не мало, а 28 штук!).

К концу месяца у нас на руках было уже 5 постановлений о назначении административного наказания в виде административных штрафов за административное правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 14.57 КоАП РФ. Размеры штрафов варьируются от 50 до 120 тыс.

Отрывок одного из постановлений:

В декабре прошлого года к нам обратилась женщина, проблемой которой были звонки коллекторов и не просто звонки, а настойчивые, звонки родственникам, знакомым, друзьям, угрозы, запугивания, бесконечные-2
В декабре прошлого года к нам обратилась женщина, проблемой которой были звонки коллекторов и не просто звонки, а настойчивые, звонки родственникам, знакомым, друзьям, угрозы, запугивания, бесконечные-3

Главное здесь для нашей клиентки то, что звонки и угрозы в ее адрес прекратились, собственно чего мы и добивались.

Если у Вас подобная ситуация, Вы можете по нашему примеру обратиться в Управление организации ведения государственного реестра и контроля за деятельностью юридических лиц, осуществляющих функции по возврату просроченной задолженности ФССП России.

Почему жалоба подается приставам?

Согласно ст. 3 Постановления Правительства РФ от 25.06.2021 № 1004 "Об утверждении Положения о федеральном государственном контроле (надзоре) за деятельностью юридических лиц, осуществляющих деятельность по возврату просроченной задолженности в качестве основного вида деятельности, включенных в государственный реестр юридических лиц, осуществляющих деятельность по возврату просроченной задолженности в качестве основного вида деятельности" государственный контроль (надзор) осуществляется Федеральной службой судебных приставов (далее - контрольный (надзорный) орган) и ее территориальными органами.

Согласно ст. 19 Закона №230 в случае выявления при проведении контрольного (надзорного) мероприятия в отношении юридических лиц, осуществляющих деятельность по возврату просроченной задолженности в качестве основного вида деятельности, включенных в государственный реестр, нарушений обязательных требований настоящего Федерального закона и принимаемых в соответствии с ним иных нормативных правовых актов Российской Федерации уполномоченный орган вправе принимать решение:

  1. о выдаче предписаний об устранении выявленных нарушений, если такими нарушениями являются несоответствие юридического лица, его учредителей (участников), органов и (или) работников требованиям, установленным статьей 13 настоящего Федерального закона, и несоблюдение обязанностей юридического лица, осуществляющего деятельность по возврату просроченной задолженности в качестве основного вида деятельности, включенного в государственный реестр, предусмотренных статьей 17 настоящего Федерального закона, при этом отсутствуют предусмотренные статьей 16 настоящего Федерального закона основания для исключения юридического лица из государственного реестра. Предписание подлежит исполнению в указанный в предписании срок, который не может составлять менее чем тридцать рабочих дней со дня получения предписания;
  2. об исключении сведений о юридическом лице из государственного реестра при наличии предусмотренных статьей 16 настоящего Федерального закона оснований для исключения юридического лица из государственного реестра.

На что сослаться в обоснование своих требований?

Правовое регулирование защиты прав и законных интересов физических лиц при осуществлении действий по возврату просроченной задолженности (совершения действий, направленных на возврат просроченной задолженности физических лиц), возникшей из денежных обязательств регулируется Законом №230.

Согласно ч. 1 ст. 4 Закона №230 при совершении действий, направленных на возврат просроченной задолженности, кредитор или лицо, действующее от его имени и (или) в его интересах, вправе взаимодействовать с должником, используя:

1) личные встречи, телефонные переговоры (непосредственное взаимодействие);

2) телеграфные сообщения, текстовые, голосовые и иные сообщения, передаваемые по сетям электросвязи, в том числе подвижной радиотелефонной связи;

3) почтовые отправления по месту жительства или месту пребывания должника.

В соответствии с ч. 2 ст. 4 Закона №230 иные, за исключением указанных в части 1 статьи 4, способы взаимодействия с должником кредитора или лица, действующего от его имени и (или) в его интересах, могут быть предусмотрены письменным соглашением между должником и кредитором или лицом, действующим от его имени и (или) в его интересах.

Согласно ч. 2 ст. 6 Закона №230 не допускаются направленные на возврат просроченной задолженности действия кредитора или лица, действующего от его имени и (или) в его интересах, связанные в том числе с:

1) применением к должнику и иным лицам физической силы либо угрозой ее применения, угрозой убийством или причинения вреда здоровью;

2) уничтожением или повреждением имущества либо угрозой таких уничтожения или повреждения;

3) применением методов, опасных для жизни и здоровья людей;

4) оказанием психологического давления на должника и иных лиц, использованием выражений и совершением иных действий, унижающих честь и достоинство должника и иных лиц;

5) введением должника и иных лиц в заблуждение относительно:

а) правовой природы и размера неисполненного обязательства, причин его неисполнения должником, сроков исполнения обязательства;

б) передачи вопроса о возврате просроченной задолженности на рассмотрение суда, последствий неисполнения обязательства для должника и иных лиц, возможности применения к должнику мер административного и уголовно-процессуального воздействия и уголовного преследования;

в) принадлежности кредитора или лица, действующего от его имени и (или) в его интересах, к органам государственной власти и органам местного самоуправления;

6) любым другим неправомерным причинением вреда должнику и иным лицам или злоупотреблением правом.

Если кредиторы в нарушении данных норм Закона систематически нарушают общие требования к осуществлению действий, направленных на возврат просроченной задолженности, то Вы прямо указываете, что конкретно они делают. В нашем случае это выглядело следующим образом:

Кредиторы в нарушении ч. 3 ст. 7 Закона №230 осуществляют взаимодействие с должником в рабочие дни в период с 22 до 8 часов и в выходные и нерабочие праздничные дни в период с 20 до 9 часов по местному времени по месту жительства должника. Осуществляют звонки на мобильный телефон должника более 1 раза в сутки, более 2 раз в неделю, более 8 раз в месяц. Постоянное поступление звонков на мобильный телефон Должника делает невозможным должным образом пользоваться услугами связи, вызывают у должника и членов его семьи нравственные страдания. Доказательством, подтверждающем нарушения требований к организации телефонных переговоров при возврате просроченной задолженности может являться скриншоты экрана телефона должника со списком вызовов.
Нарушение требований к организации телефонных переговоров также негативно влияет на режим сна и отдыха несовершеннолетних детей.
При организации взаимодействия путем телефонных переговоров кредиторы нарушают п. 4 ст. 7 Закона №230, а именно не сообщают фамилию, имя и отчество физического лица, осуществляющего такое взаимодействие; фамилию, имя и отчество либо наименование кредитора, а также лица, действующего от его имени и (или) в его интересах.
В связи с этим, Должник не может идентифицировать звонящего, определить от имени какой организации звонящий осуществляет взаимодействие с должником.
В нарушении всех пунктов ч. 7 ст. 7 Закона №230 при отправке смс- сообщений на мобильный телефон Должника не указываются требуемая Законом информация.
Особым нарушением действий кредиторов Должника, последний считает нарушение пп.1,4 ч.2 ст. 6 Закона №230:
1) применением к должнику и иным лицам физической силы либо угрозой ее применения, угрозой убийством или причинения вреда здоровью;
4) оказанием психологического давления на должника и иных лиц, использованием выражений и совершением иных действий, унижающих честь и достоинство должника и иных лиц;
В нарушении указанных норм права в адрес Должника систематически поступают угрозы при проведении телефонных переговоров, представители кредиторов используют нецензурную брань в разговоре, унижают честь и человеческое достоинство должника, высказывают нецензурную брань в отношении малолетних детей Должника, направляют голосовые сообщения посредством мессенджера WhatsApp на абонентский номер должника, содержащие оскорбления Должника, его детей, родственников и выражают угрозы.
Голосовые, текстовые сообщения, переписка в мессенджере WhatsApp также прилагаются к настоящей жалобе.
Представителя кредиторов в отсутствие согласия на иные способы взаимодействия с Должником, применяют способ взаимодействия через социальные сети, в частности через социальную сеть «Вконтакте» (нарушение ч.2 ст. 4 Закона). Представители кредиторов, использую страницы неизвестных лиц, направляют должнику, его знакомым, друзьям и родственникам сообщения о розыске Должника, в содержании сообщений указывают заведомо ложные сведения не соответствующие действительности.

Доказательства, подтверждающие указанные в жалобе факты, сообщенные Вами, должны подтверждаться документами, которые к этой жалобе необходимо приобщить, здесь могут быть скриншоты сообщений, детализация вызовов по абонентскому номеру и т.д.

Отправлять указанную жалобу необходимо через сайт ФССП. Можете посмотреть наш материал, где указана подробная инструкция как обратиться в ФССП через интернет-приемную, принцип здес тот-же.

Если Вас "достали" коллекторы, то можете использовать данный способ, чтобы "приструнить" их.

А Вы имели дело с коллекторами? Полезен ли был наш материал? Задавайте вопросы, будем рады помочь! Не забывайте ставить лайки и подписываться на наш канал!

Также Вам может быть интересно:

Микрозаймы. В чем их опасность и новое в законодательстве о микрозаймах
Советник Юридический сервис13 января 2023
Уголовная ответственность за угрозы грозит коллекторам по новому закону
Советник Юридический сервис11 ноября 2022