Пропаганда экологии привела, помимо прочего, к популяризации электромобилей на всех обитаемых континентах, и в 2021 году на северо-востоке Англии началось строительство гигафабрики Britishvolt.
Фабрика должна была стать крупнейшим британским производителем аккумуляторов - ее мощность оценивалась в 300 тысяч блоков, применяемых для электромобилей. Но проект не был реализован. В августе 2022 г. стало известно о проблемах с финансированием, а вчера, 17 января издание Daily Mail сообщило об остановке проекта.
Проект требовал 3,8 млрд. фунтов инвестиций, в том числе компания подавала заявку на получение поддержки из Фонда британского правительства в размере 1 млрд. фунтов в рамках реализации стратегии "Британская Индустриальная Зеленая революция".
Предполагалось, что продажа продукции обеспечила бы Britishvolt достаточную окупаемость на заказах от автопроизводителей. Но, уже в августе 2022 году стало известно, что заказов не будет.
А что случилось?
А случилось 558 GBP/MWh, русским языком это 0,558 фунта за 1 кВтч энергии, или 50 руб. на наши деньги. Это т.н. "биржевая" и оптовая цена, стоимость для жителей Великобритании составляла тогда еще 0,28 фунта. Однако, жителей предупредили, что это ценник - ненадолго и в 2023 году он может вырасти в три раза.
Для того чтобы проехать на автомобиле 100 км, электромобилю нужно около 20 кВтч. Умножаем на 0,6 фунта получаем 12 фунтов на 100 км. На эти деньги можно купить 6-7 литров дизтоплива, которые потребляет на 100 км небольшой автомобиль. То есть, стоимость пробега на электромобиле и стоимость пробега на автомобиле с ДВС - сравнялась.
И ведь в теории, ничего страшного не случилось - ну стал стоить по пробегу электромобиль так же, как автомобиль с ДВС. Однако проблема не в этом. Дело в том, что кабинет министров Великобритании приостановил принятие шагов по реализации вот этой амбициозной программы:
И, внезапно для Britishvolt выяснилось, что без субсидий, дотаций и запретов "Зеленая энергетика" существовать не может, а ее аккумуляторы совсем никому не нужны.
Англичане, правда, как это водится у джентльменов, свалили все на Путина, сказав, что Москва использует газ как оружие, потому и электричество подорожало:
А в сентябре 2022 г. уже в Германии Илон Маск остановил строительство гигафабрики Tesla в Грюнхайде, причем, на завершающем этапе. По сообщению Wall Street Journal, Илон Маск из-за роста цен на энергоресурсы задумался в принципе о целесообразности этого бизнеса в Германии.
Примечательно, что проблемы появились еще раньше - в конце августа стало известно, что завод Tesla в Грюнхайде планировал оснащать электромобили Tesla Model Y литий-железо-фосфатными аккумуляторными блоками Blade китайской компании BYD. Напомню, что BYD - конкурент, Tesla, обогнавший ее в 2022 г. по объему выпуску электромобилей (правда, включая гибриды).
Кроме того, к тому моменту в Америке был принят закон, позволяющий производителям электромобилей в США рассчитывать на существенную финансовую поддержку и получение налогового вычета. То есть, такие производства стали более выгодны в Америке.
Итого, в большой афере "Зеленая Энергетика" на данный момент выигрывают Китай и Америка.
Россию - не удалось сделать жертвой.
А Европа - позорно проиграла, из-за чего ее ждет теперь долгий, затяжной кризис, который приведет к серьезному переформатированию всей производственной индустрии, и полному закрытию некоторых энергоемких отраслей.
А что касается Греты Тунберг, то эта девушка, которую сделали символом и вдохновителем борьбы за климат и экологию, оказалась забыта - в 2022 году о ней не вспомнило ни одно европейское издание.
А 17 января 2023 г. стало известно, что Грета Тунберг была среди активистов, которые собрались у немецкой деревни Лютцерат, которая расположена в земле Северный Рейн-Вестфалия, протестуя против планов добычи угля на территории этого населенного пункта.
Поговаривают, правда, что были и другие, более серьезные требования:
Вот так из всемирного символа "Зеленой энергетики" Грета Тунберг, "Человек года" по версии журнала Time в 2019 году, входившая в список 100 самых влиятельных женщин мира по версии Forbes, бесславно превратилась в звезду деревенского масштаба, которая больше ничего не значит, ни на что не влияет, и ничего не может никому доказать. Да и ту - вынесли вперед ногами с местечковой тусовки... Ибо Германии теперь нужен в больших количествах бурый уголь - самый дешевый источник энергии, который из-за его вредных выбросов при выработке электричества, так старательно сокращали, но так и не шмогли...