Найти тему

Почему психология дизайна важна при оформлении комнаты ребенка?

Кудашева Евгения Александровна, победитель специализации «Здравоохранение» (топ-10) конкурса управленцев «Лидеры России», психолог, кандидат медицинских наук, основатель Центра роста и развития ФРЕЙМ (г. Воронеж)
Кудашева Евгения Александровна, победитель специализации «Здравоохранение» (топ-10) конкурса управленцев «Лидеры России», психолог, кандидат медицинских наук, основатель Центра роста и развития ФРЕЙМ (г. Воронеж)

До середины восемнадцатого века у детей даже в богатых домах своих комнат не было. Они часто спали в гостиных или других посещениях. Если даже им выделялось отдельное пространство, то оформлялось оно в точности также, как комнаты родителей. В мальчиках с младенчества видели мужчину, в девочках - женщину. И никаких поблажек!

Единственным предметом исключительно детского пользования была люлька. Ее привешивали к потолку. При поворотах малыш сам качал свою колыбельку, избавляя родителей или няню от необходимости это делать.
Одним из первых двигателей прогресса в области создания отдельных детских стал Жан-Жак Руссо, который посвятил целых две книги воспитанию представителей подрастающего поколения. В обеих отражено то, как автор на момент работы над рукописью видел идеальную комнату для ребенка.

В 1740 году он написал "Проект воспитания де Сент-Мари". На страницах было предложено убрать из детской все игрушки, оставить только полезные для учебы предметы, такие как микроскопы, музыкальные инструменты, ножницы для вырезания и так далее. Досуг малыша следовало продумать взрослым и составить четкое расписание на каждый день без исключения.

Фото из свободных источников
Фото из свободных источников

В 1762 году Руссо работал над книгой "Эмиль, или О воспитании". В ней он советовал избавить детские от любых предметов роскоши, в частности от зеркал и фарфора. Окружение ребенка-аристократа, по мнению философа, не должно было отличаться от того, что есть у его сверстника-крестьянина. Единственное, что разрешалось - это картины, нарисованные самим обитателем комнаты или его учителем. Также допускались настенные карты.

Современные психологи не согласны с концепциями, которые выдвигались в восемнадцатом веке. Они убеждены, что при оформлении пространства для малыша нужно подходить к вопросу индивидуально и спрашивать его самого о желаниях.

Вот что по этому поводу говорит Кудашева Евгения Александровна, победитель специализации «Здравоохранение» (топ-10) конкурса управленцев «Лидеры России», психолог, кандидат медицинских наук, основатель Центра роста и развития ФРЕЙМ (г. Воронеж):

"В современном мире в дизайне детской комнаты наблюдается тенденция реализовывать амбиции родителей или дизайнера, а не то, что нужно ребенку, исходя из его возрастных особенностей или психики.
А ведь именно окружающая обстановка формирует мировосприятие человека! Все нюансы характера ребенка можно и нужно учесть при планировании его комнаты.

Фото из свободных источников
Фото из свободных источников

Поэтому для начала важно принять решение сделать детскую такой, какой ее хочет видеть ребенок. Спрашивайте его мнение, выбирайте вместе мебель и материалы отделки. Это первый шаг на пути к ответственности за собственную жизнь. Научиться которой можно, только делая выбор и совершая ошибки.

Все вещи в детской, начиная с игрушек и заканчивая мебелью, должны соответствовать возрасту и росту ребенка. К примеру, гигантские медведи или огромные шкафы советских времен могут его пугать. Необходимо, чтобы он комфортно чувствовал себя на своей территории, воспринимал ее как безопасное место и не боялся вещей, которые в несколько раз больше него.

У детей свое видение мира, цветов, текстур, отличные от взрослых ассоциации. Благодаря этому рождаются очень интересные, необычные идеи. И обсуждение и реализация не только развивает творческий подход, но и помогает ребенку раскрываться и познавать себя.

Если в детской живут два ребенка, не забывайте, что у каждого из них есть чувство собственничества и соперничества за территорию. Если они разного возраста, нельзя выделять старшему больше пространства, чем младшему, – это обязательно отразится на отношениях детей и может вырасти в серьезные комплексы.

Фото из свободных источников.
Фото из свободных источников.

Идеально, если у каждого из детей будет собственный комод, шкафчик, тумбочка или стеллаж в равных пропорциях".

Узнать больше можно на страницах Евгении Александровны в Вконтакте https://vk.com/framevrn или на сайте https://frameforyou.ru/

А как вы подходите к вопросу оформления детской? Знакома ли вам концепция психологии дизайна?