Праздник Крещения Господня называется также Богоявлением и Просвещением. Просвещением потому, что Бог — это вечный Свет, просвещающий мир.
Название “Богоявление” связано с тем, что Господь после Крещения выступил на Евангельскую проповедь, показал Себя миру как Спаситель и Мессия.
Кроме того, во время Крещения явилась Святая Троица - Господь в трех лицах: Отец — свидетельствовал о Сыне гласом с Небес, что Иисус Христос есть Сын Божий; Дух Святый — в виде белоснежного, лучезарного голубя, сошел на главу Иисуса Христа.
Второе название праздника связано также с древней традицией. В Византии был обычай в ночь под Крещение зажигать костры и факелы на улицах, площадях, перекрестках и во дворах, так что столица, Византийской империи Константинополь, в эти ночи казалась объятой пламенем.
Когда Иисус Христос пришел из Галилеи к берегам Иордана и велел Предтече крестить Его. Господь сказал: Так надлежит нам исполнить всякую правду (Мф. 3, 15). Господь показал пример смирения,— будучи Сыном Божиим, крестился от сына человеческого.
Иоанн Креститель крестил людей со словами: “Крещу тебя во имя грядущего Мессии!” — но пред ним стоял Сам Мессия, поэтому Иоанн Креститель не проронил ни слова. Он только лишь коснулся рукой главы Иисуса Христа. И как пишут святые Отцы, этим прикосновением сам Иоанн принял крещение от Сына Божия.
Святые Отцы говорят, что во время Крещения Господь освятил воды мира, превратив их в стихию для совершения этого Таинства.
Древний мир возник из воды. Первая жизнь, по благословению Божьему во время творения мира, началась в морях и реках. Когда нечестие так распространилось на Земле, что невозможно было уже покаяние людей, то всемирный потоп уничтожил человечество, кроме семьи Ноя.
Крещение - первое из Таинств Христианской Церкви, через которое душа человека обновляется Духом Святым и становится светлой и ангельски прекрасной.
В раннехристианский период каждый желающий принять крещение должен был пройти сначала некоторый испытательный срок (оглашение), когда принимающих таинство учили христианской вере.
Перед крещением всех прошедших обряд оглашения вводили сначала в притвор храма. Крещаемые надевали длинные рубахи без пояса; волосы у них были распущены, как знак отрешения от греховной прошлой жизни. Крещаемый, преклонив голову, со сложенными на груди руками, поворачивался лицом к востоку. Восток символизирует страну света, рай и Царствие Небесное. После того, как священник прочитывал заклинательные молитвы крещаемый вместе со своим восприемником (крестным) оборачивался к западу и отрекался сатаны и всех дел его. Запад в церковной символике означает страну тьмы, царство демона. Затем крещаемый снова поворачивался к востоку и давал обет верности Христу и воли Божией, произнося слова: “Сочетаваюсь со Христом”.
Купель, в которую погружается крещаемый, знаменует собой погребальную пещеру Иисуса Христа. Вода знаменует землю. Погружение в воду означает смерть и воскресение с Иисусом Христом. Погружение трижды — в честь Святой Троицы и в память трехдневного пребывания Иисуса Христа во гробе.
Принявший таинство умирает для жизни плотской и греховной и воскресает со Христом для жизни духовной и вечной.
Последний обряд при крещении — пострижение волос.
В древние времена, когда хозяин покупал раба, то он отрезал ему волосы и держал их у себя как доказательство того, что этот человек принадлежит ему. И здесь, когда постригают волосы у крещаемого, это знак того, что теперь его владыка и господин — единственно Бог, что он принадлежит полностью Богу, как принадлежит раб своему владыке.
В рабстве Богу нет ничего унизительного. Рабство Богу — это добровольное подчинение своей греховной воли Божественной, воле святой и благой. Таким образом человек получает свободу от своих страстей и становится истинно блаженным и счастливым.
Велика сила крещения. Во времена императора Юлиана Отступника жил некий актер, по имени Генесий. Он занимался тем, что высмеивал христианство, христианские Таинства и Церковь. Юлиан Отступник ненавидел христианство. Он боролся с ним не только огнем и мечом, но также клеветой и язвительными насмешками. И вот однажды, когда Генесий перед толпой народа, в присутствии императора, глумился над христианской верой, то, по ходу своей гнусной комедии, он в шутку прыгнул в чан с водой со словами: “Крещается раб Божий во имя Отца и Сына и Святаго Духа!”.
В толпе раздался хохот. Актер вышел из воды и закричал: “Я — христианин!”. Хохот продолжался, но комедиант сделал знак, чтобы народ замолчал, и, обратившись в ту сторону, где сидел император, громко сказал: “Император, я — христианин, это истинные слова, это единственные правдивые слова, которые я сказал за многие годы своей жизни. Когда я произнес: "Крещается раб Божий", то вдруг увидел грехи свои, написанные на огромной хартии, на свитке бумаги, и огненная рука с неба разорвала этот список. Увидел я черных духов, демонов, окружавших меня. Когда я крестился, то свет небесный сошел на меня и демоны исчезли.
Император, я — христианин, покайся и ты, и Бог простит тебя так же, как Он простил меня!”.
Толпа оцепенела в изумлении, а император пришел в такой страшный гнев, что велел сжечь этого бывшего шута, а теперь мученика за Христа, живьем.
Господь Иисус Христос после Крещения удалился в пустыню, где был искушаем диаволом, и победил его словом Божиим. И наша жизнь является духовной борьбой, невидимой войной с темными силами ада. Трудна эта борьба, жесток и злобен демон — наш адский враг, но вождем в этой борьбе для нас — Сам Господь Иисус Христос, победитель сатаны, смерти и ада.
Во время крещения мы принимаем благодать Духа Святаго, которая драгоценнее всех мирских сокровищ, и мы должны хранить ее.
В статье использованы фрагменты из книги архимандрита Рафаила (Карелина) “Путь Христианина”. Издательство Московского подворья Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, М., 2006 г.
18 января в Русской Православной Церкви - день Навечерия Крещения Господня, или, Крещенский сочельник.
До 5 века было принято вспоминать рождение и крещение Сына Божия в один день – 6 января (19 января по новому стилю) и назывался этот праздник Феофанией – Богоявлением, что говорило о воплощении Христа в мир и о явлении Троицы в водах Иорданских. Перенесено празднество Рождества Христова на 25 декабря (по Юлианскому календарю, или старому стилю) было уже позже, в 5 веке. Так было положено начало новому церковному явлению – святкам, заканчивающимся навечерием, или сочельником праздника Крещения.
Слово навечерие означает преддверие церковного торжества, а второе название — сочельник (или сочевник) связано с традицией в этот день варить пшеничный взвар с мёдом и изюмом – сочиво.
Ввиду важности совершившегося в наступающий день события в жизни Иисуса Христа, Церковь установила пост. Именно отсюда и пошла традиция варить сочиво, которая не является обязательной, но настолько удобна, что вошла в традицию повсеместно. Разумеется, в наши дни не у всех есть такая возможность, но пост соблюсти всё же необходимо: «Сице убо окормляеми Божиею Благодатию, лихоимства свободимся», говорит нам Типикон. Под лихоимством понимается всё, что вкушается сверх нужды и пусть мерилом здесь будет каждому его совесть.
Меру поста верующие определяют индивидуально, по силам и благословению духовника. В этот день, как и в Рождественский сочельник, не вкушают пищу до выноса свечи после Литургии утром и первого причащения крещенской воды.
В сочельник, после литургии в храмах совершается великое освящение воды. Водоосвящение называется великим по особенной торжественности обряда, проникнутого воспоминанием евангельского события, которое стало не только первообразом таинственного омовения грехов, но и действительным освящением самого естества воды через погружение в нее Бога во плоти. Вода эта называется Агиасмой, или просто крещенской водой. Под влиянием Иерусалимского устава, с 11-12 века водоосвящение происходит два раза – и в Крещенский сочельник, и непосредственно в праздник Богоявления. Освящение в оба дня проходит одинаковым чином, поэтому вода,освященная в эти дни, ничем не отличается.
Есть благочестивая традиция кропить в этот день крещенской водой своё жилище с пением тропаря Богоявления. Крещенскую воду весь год употребляют натощак в небольших количествах, обычно вместе с кусочком просфоры «дабы силу, здравие подкрепляющую, болезни исцеляющую, демонов прогоняющую и все вражие наветы отвращающую, возмогли мы получить от Бога».
При этом читается молитва: «Господи Боже мой, да будет дар Твой святый и святая Твоя вода во оставление грехов моих, в просвещение ума моего, в укрепление душевных и телесных сил моих, во здравие души и тела моего, в покорение страстей и немощей моих по безпредельному милосердию Твоему молитвами Пречистыя Твоея Матери и всех святых Твоих. Аминь». При недугах или нападениях злых сил пить воду можно и нужно, не колеблясь, в любое время.
Особенным свойством святой воды является то, что, добавленная даже в небольшом количестве к воде обычной, она сообщает благодатные свойства и ей, поэтому в случае нехватки святой воды ее можно разбавить простой.
Нельзя забывать, что освященная вода – это церковная святыня, с которой соприкоснулась благодать Божия, и которая требует к себе благоговейного отношения. При благоговейном отношении святая вода не портится многие годы. Хранить ее следует в отдельном месте, лучше рядом с домашним иконостасом.
Дорогие братья и сестры!
Просим помочь храму Вмч. Димитрия Солунского в Яковлево (Сергиево-Посадский г. о.) в издании книги «И остави нам долги наша». Книга недавно получила одобрение Издательского совета Русской Православной Церкви. Автор – протоиерей Вячеслав Брегеда делится своим многолетним опытом служения в храме-часовне при Московской областной психиатрической больнице № 5 г. Хотьково и другими душеполезными повествованиями. Регулярно публикуется в журнале «Русский дом» и известен православному читателю по ранее вышедшим его книгам. В прошлом году книга протоиерея Вячеслава Брегеды «Духовные светильники Карагандинской земли» стала лауреатом конкурса Издательского совета РПЦ «Просвещение через книгу». Пожертвования можно перечислить на карту Сбербанка России: 4276 1609 1314 5786.
Помогай нам всем Бог!