Преемник Елизаветы I король Яков I (Джеймс) поставил грандиозный социальный эксперимент. Он переселил тысячи английских и шотландских фермеров на север Ирландии на земли изгнанных гэльских лордов. На остров приезжали также торговцы и ремесленники. Он оседали в населённых пунктах, которые становились английскими оплотами. Например, город Дерри новые колонисты переименовали в Лондондерри, в честь Лондона. Cтаринный город-крепость, который некогда был монашеским поселением, стал цитаделью протестантизма.
Ирландские католики были бессильны против сегрегации. Теперь они владели лишь десятью процентами своих бывших земель да ещё должны платить за них двойную ренту! Власти Англии создали колонистам условия наибольшего благоприятствования. А условие, по сути, было одно: исповедовать протестантизм и вводить английские обычаи. На новое место жительство из Англии и Шотландии перебралось около двадцати четырёх тысяч человек. Но и среди них не было единства. Например, переселенцы из Шотландии были кальвинистами, то есть, не относились к англиканской церкви. Они считали себя избранным народом и воспринимали католиков-ирландцев как очередное испытание. Ситуация c каждым годом становилась всё более запутанной.
В 1641 году разразилось восстание. Началось оно как бунт ирландских католиков против конфискации земель и вылилось в мощное движение против Короны. Восставшие провозгласили своё государство — Католическую федерацию Ирландии.
Восстание возглавили представители двух древних ирландских династий и англо-ирландский дворянин. События на острове усложнились конфронтацией короля Карла I с английским парламентом. Восставшие надеялись на поддержку Карла I, а тот был не прочь заручиться поддержкой ирландцев. Конечно, ирландцы-католики, чьи предки жили на острове в течение сотен лет, мечтали об избавлении от навязанного протестантизма и о восстановлении социальной справедливости.
На одного англичанина-протестанта в Ольстере в то время приходилось десять ирландцев-католиков. У первых были каменные усадьбы и пахотные земли. Вторые ютились в лачугах и работали за гроши.
Восстание скоро стало стихийным. Накопившая ярость обездоленных коренных ирландцев вылилась в ужасные столкновения. Известен эпизод, когда повстанцы сбросили с моста сотни переселенцев, среди которых были женщины и дети. Правительственные войска мгновенно начали ответные репрессии. Кровавые деяния повстанцев были критически преувеличены английской пропагандой. В Лондоне печатались сведения о зверствах ирландцев. Что же касается контркарательных мер, то о них говорили, как целесообразных и абсолютно необходимых.
Скоро в Англии началась гражданская война. Карла I казнили. Мы помним сцену из романа Александра Дюма «Двадцать лет спустя», когда король на плахе прощается с Атосом и говорит: «Remember».
Сторонники умерщвлённого короля попытались найти убежище на изумрудном острове. Они надеялись собрать силы для сопротивления.
Через полгода после казни Карла I на землю Ирландию пришло, возможно, наихудшее из всех выпавших на её долю до того времени испытаний под именем Оливер Кромвель.