Найти тему
Time Out

Жанна д’Арк советского кино. 5 лучших ролей Инны Чуриковой

Оглавление
   Фото: legion-media.ru Алина Данг
Фото: legion-media.ru Алина Данг

Москва простилась сегодня с Инной Чуриковой – великой актрисой, талант которой, по счастью, во всей полноте воплотился не только в театре, но и в кино. Time Out вспоминает пять ролей, в которых очевиден диапазон дара Чуриковой: от комедии до высокой драмы, от героини Франции до Белокурой Жози, от юной робкой девушки до властной матери.

«Неуловимые мстители», 1966

-2

Впервые Чурикова сыграла в кино, когда ей было 17 – девушке досталась небольшая роль в картине «Тучи над Борском», примечательной во всех отношениях. Во-первых, в СССР это кино о девушке, которая уходит в секту, считалось эталоном антирелигиозного произведения. Во-вторых, здесь сыграли молодые актеры, которые в дальнейшем составили цвет кинематографа тех времен: Никита Михалков, Инна Гулая, Владимир Ивашов – и Инна Чурикова, здесь почти незаметная.

5 советских актрис, которые смогли бы покорить Голливуд

В следующие шесть лет она будет играть небольшие роли, и зритель будет постепенно привыкать к этой уникальной актрисе с явным комедийным даром и внешностью, к которой абсолютно неприменим ярлык «красивая-некрасивая». Одной из таких ролей станет легендарная Марфушенька в «Морозко». Другой – Белокурая Жози в культовых «Неуловимых мстителях». Яркий макияж, вульгарное платье, лицо «роковой женщины» и истошное исполнение романса о несчастной любви создавали настолько яркий образ, что некоторые зрители только на двадцатом просмотре узнавали в Жози Чурикову.

«В огне брода нет», 1967

-3

Кино о Гражданской войне, которое сильно отличалось от официального канона, режиссер Глеб Панфилов вынашивал несколько лет. Он тогда жил и работал в Свердловске (Екатеринбург) и случайно увидел по телевизору крохотный отрывок какой-то телепередачи. Девушка, снявшаяся в ней, поразила Панфилова мгновенно. Он понял, что это и есть его героиня Таня Теткина – робкая, незаметная, с огромной душой и талантом девушка.

Режиссер искал ее долго, не нашел и уже решил было снимать другую, как Ролан Быков сказал ему: «Я знаю, кто тебе нужен!» – и назвал имя Чуриковой. Инна приехала на съемки, и Панфилов понял, что уже видел ее в разных ролях в кино, только не узнал, потому что в каждой новой роли она словно меняла лицо, взгляд, голос.

5 отличных советских фильмов о Великой Отечественной войне

Съемки проходили трудно, Чуриковой приходилось много работать над своей первой крупной драматической ролью в кино. Но результат вышел потрясающий. В 1969 году фильм удостоился главного приза «Золотой леопард» Международного кинофестиваля в Локарно. В России это по сей день одна из самых пронзительных картин о женщине и революции, о столкновении маленького, частного и доброго с громадьем исторических событий.

«Начало», 1970

-4

Сюжет нового фильма Панфилова был очень схож с его дебютом: хрупкая девушка с неяркой внешностью открывает в себе невероятный талант, который трудно совместить с жизнью. Паша живет в небольшом городе, играет Бабу Ягу в детских спектаклях, любит женатого мужчину и совершенно не ожидает, что будет сниматься в фильме о Жанне д’Арк.

Однако то, что даже мечтой не было, сбывается – и зритель видит мучительный контраст между невероятным талантом, добротой и чистотой девушки и тем, как относятся к ней и оценивают ее окружающие.

7 отечественных фильмов, высоко оцененных на Западе

Сцены, в которых Паша-Жанна стоит перед судом инквизиторов, настаивая на том, что человек – это самое лучшее и прекрасное создание Господа, западают в сердце сильнее всего, и тому есть причина. Чурикова играла женщину с уникальной способностью к любви, к готовности верить в каждого, согревать весь мир. Глеб Панфилов, за которого Чурикова вышла замуж, считал это основной чертой и в Инне, и в Жанне – и, как потом оказалось, совпал в своем видении с французскими зрителями. В Париже «Начало» хранят в музее кино, а Чурикову почитают как актрису, которая смогла идеально воплотить характер национальной героини.

«Васса», 1982

-5

Экранизация пьесы Максима Горького могла бы выйти совсем другой, если бы Инна Чурикова отказалась от роли, которую потом называли одной из лучших в ее карьере. Актриса была уверена, что не сможет сыграть главу купеческой семьи, которая правит железной рукой и сохраняет видимость приличий – хотя брат пьет, муж распутничает, а невестка и вовсе ушла в революционерки. Железного в Чуриковой не было ничего: в юности ее вынудили стать комсоргом в ТЮЗе, она не могла выбить членские взносы с актеров и платила за всех со своей зарплаты.

Однако Глеб Панфилов предложил ей другую трактовку образа: Васса словно сырое тесто, в котором увязает воля любого человека. Тогда актриса согласилась и сыграла женщину, завораживающую своей способностью давить, но в то же время очень человечную, сложную, вызывающую сочувствие. Женщину, которая пытается удержать всех членов семьи вместе не ради власти, а ради любви.

Надежные и нежные: 6 удивительно прогрессивных героев из советских фильмов

«Тот самый Мюнхгаузен», 1979

-6

Фильм Марка Захарова по сценарию Григория Горина давно разошелся на цитаты. Это картина о свободном человеке, которого вынуждают отказаться от себя, предать все, что ему дорого, лишь бы не возмущать общественного спокойствия. Здесь занят весь цвет советского кино – включая Чурикову, играющую супругу барона, Якобину фон Мюнхгаузен.

Время первых: Пионеры российского и советского кино

Блестящая характерная актриса Чурикова и героиню свою делает актрисой, только плохой, и то, что этого не видят окружающие, лишь подчеркивает их глупость. Сама же Якобина далеко не глупа. Она расчетлива, сильна духом и любой поворот событий может обернуть себе на пользу. Возможно, это лучшее воплощение образа обывателя из всех, что предложили зрителям Горин и Захаров за годы своего сотрудничества – временами даже горожане из «Убить дракона» не могут сравниться с Якобиной-Чуриковой, такой смешной и такой страшной.

В оформлении статьи были использованы кадры из фильмов и фото с сайта legion-media.ru.