Седьмой финансовый прорыв. Появление валюты без единого центра эмиссии.

В предыдущей части мы начали рассматривать варианты свершения седьмого финансового Прорыва и выделили два наиболее вероятных сценария. Напомню их ещё раз. Сценарий №1. Его можно назвать криптовалютным.

В предыдущей части мы начали рассматривать варианты свершения седьмого финансового Прорыва и выделили два наиболее вероятных сценария. Напомню их ещё раз.

Сценарий №1. Его можно назвать криптовалютным. Суть этого сценария в том, что постепенно, под давлением ограничений различных стран и банков, всё более распространёнными становятся расчёты между станами, юридическими лицами и отдельными людьми в криптовалюте. Подробно о вероятности такого сценария, его плюсах и минусах мы говорили в предыдущей части.

Биткоин, новый 💸 финансовый Прорыв? Что мешает криптовалютам стать всемирной валютой
Максим Вольных / Что делать?16 января 2023

Сценарий №2. Кратко его можно описать так: крупные государства откажутся от использования доллара в качестве валюты для международных платежей и перейдут к платежам в валюте без единого центра эмиссии.

Давайте разбираться, каким образом это может произойти и к чему приведёт.

Что такое валюта без единого центра эмиссии

С тех пор, как человечество изобрело деньги, у любой валюты всегда был «хозяин» — княжество, ханство, государство. Любая валюта имела центр эмиссии — страну, где её выпускают на законных основаниях. И нам сейчас сложно представить себе, как может существовать валюта без «хозяина», то есть без центра эмиссии.

Но именно такая валюта сейчас требуется миру для выхода на новый этап развития и для свершения нового экономического Прорыва.

Напомню, что на протяжении всей истории человечества было совершено 6 полных финансовых Прорывов. Подробнее о них вы можете узнать из отдельного видео. Ссылку на видео оставлю в описании.

Все эти Прорывы имеют два общих критерия:

1. Финансовый Прорыв упрощает торговые отношения между государствами;

2. Финансовому Прорыву всегда предшествует технологический Прорыв.

Очередной технологический Прорыв – повсеместную роботизацию производства — мы переживаем прямо сейчас. Лидером этого Прорыва становится Китай и другие страны ЮВА. Об этом мы также говорили в предыдущих видео.

Но что будет соответствовать первому критерию – упрощению торговых отношений между государствами? Как и чем проявит себя новый финансовый Прорыв? Один из возможных ответов — валюта без единого центра эмиссии. Попробуем в этом разобраться.

Разделение мира на валютные зоны

Последние 5-10 лет многие экономические эксперты в качестве решения проблемы предлагают разделение мира на отдельные валютные зоны.

В каждой зоне, по заверению таких экспертов, должна существовать одна валюта, в которой и будут осуществляться платежи между странами внутри зоны. Можно сколь угодно долго развлекаться прогнозами границ этих гипотетических зон, но от замены доллара на локальную валюту суть платёжных отношений не поменяется.

Попробуем представить такую экономическую зону на примере России. После начала СВО многие говорят о том, что эта экономическая зона будет состоять из самой России, Турции, Ирана, Казахстана и, возможно, ещё ряда бывших советских республик.

Давайте подумаем, валюта какой из перечисленных стран может стать основной для расчётов. Разумеется, наши эксперты считают, что это будет рубль. Но почему Турция или Иран должны начать использовать его в платежах?

Во-первых, им нет никакого смысла менять рабство доллара на рабство рубля — ведь в любом случае они будут отдавать другим прибыль от сеньоража.

Во-вторых, используя рубль, то есть получая в нём платежи, они практически не могут использовать эти деньги в других странах. Так как тем тоже неудобно использовать рубль в дальнейших расчётах.

Точно так же обстоит дело и с турецкой лирой, и с иранским риалом. Этими валютами так же затруднительно расплачиваться с третьими странами.

Мы видим, что выбор одной из валют в качестве основной не решает проблемы — наоборот, становится даже хуже, чем при нынешней гегемонии доллара. Есть другой вариант — расчёты между странами возможны в их собственных валютах. Но это тоже крайне неудобно. Потому что обмениваться валютами выгодно, только если между странами есть паритет. То есть страна покупает в рублях, например, столько же товаров, сколько продаёт сама. Но такого пока не наблюдается.

Кроме того, отношения экспорта и импорта постоянно меняются в пользу одного из игроков. И в итоге тот, кто больше продаёт, будет иметь больше валюты, чем тот, кто покупает. И первый сможет сильно влиять на валюту своего партнёра валютными операциями.

Итак, что мы видим: валютные зоны действительно можно выделить, и в любой из них сейчас есть один крупный игрок и несколько более мелких. Например: США, Канада, Мексика, Австралия, где лидер США. Или: Китай, Япония, Корея, где лидер Китай. Или: Россия, Турция, Иран, где лидер Россия.

Но в долгосрочной перспективе у всех этих зон нет шансов на существование: ни одна страна не захочет менять иго доллара на зависимость от другой валюты. Тем более, что к этому добавится огромное количество проблем и сложностей при расчётах за пределами зоны и в поддержании баланса.

Итак, налицо два огромных противоречия в экономике, которые должны быть разрешены.

Первое — отказ от старой системы: многие страны открыто ведут попытки уйти от гегемонии доллара, образовав валютные зоны.

Второе — невозможность построения полноценной новой системы: страны не могут договориться о расчёте в собственных валютах, поскольку никакой стране это не выгодно.

Валюта без эмиссионного центра

Прорыв потому и называется Прорывом, что для решения накопившихся противоречий создаёт нечто совершенно новое, поднимая человечество на следующую ступень развития. Вот и нынешние противоречия можно решить лишь одним способом — создав мировую валюту без единого центра эмиссии. Для удобства я буду называть ее сокращённо ЕТВ — единая трансграничная валюта. Дальше я коротко попробую описать, как эта валюта может функционировать и каким способом может быть принята в мире.

Начнём с самого начала. Почему необходимо, чтобы валюта не имела единого центра эмиссии в виде одной страны? Ответ очень простой: если центр эмиссии находится в одной стране, значит эта страна будет получать прибыль от выпуска валюты — сеньоража.

Явление сеньоража мы уже неоднократно рассматривали на примере США. Но не лишним будет повторить ещё раз. Сеньораж — это разница между себестоимостью выпуска валюты и её номиналом. А значит, и реальной стоимостью товаров, которые на эти деньги можно купить.

Скажем, США выпускают 100 долларов. Какова себестоимость этой купюры? Примерно 10 центов. А сколько России нужно продать нефти или газа, чтобы получить эти 100 $? Ей нужно продать ровно на эту сумму, по мировым ценам. Себестоимость нефти составит примерно 80 $, то есть прибыли мы получим всего 20 $. США же получат ресурсов на 100 $, потратив на это 10 центов, то есть их прибыль составит 99,90 $.

На сегодняшний день основной выгодополучатель сеньоража – США, так как именно их валюта используется как основное средство международных расчётов. Эта прибыль и стала одной из основных причин богатства США. Деньги, полученные от сеньоража, вкладываются в реальный и финансовый сектор. Всё больше и больше увеличивая благосостояние одной страны за счёт других.

Заменять доллар на любую другую валюту нет никакого смысла. В этом случае другая страна станет получателем сеньоража. И перекос не исчезнет, только обернётся в пользу другого государства. Само противоречие останется.

Если же появится валюта, необходимая для трансграничных платежей, прибыль от выпуска которой не будет получать ни одно государство, тогда все страны окажутся в равном положении.

В чём идея валюты без единого центра эмиссии

Если вы подумали, что валюта без центра эмиссии заменит все существующие валюты и будет использоваться внутри государств, то вы ошиблись. Идея не в том, чтобы создать некие «всеобщие деньги». Единственная функция такой валюты — это совершение трансграничных платежей. То есть платежей между странами. Давайте познакомимся с тем, как такие платежи происходят сейчас. Взгляните на картинку.

Картинка: рубль — доллар — юань

Картинка: рубль — ЕТВ — юань

Скажем, российская компания хочет что-то купить в Китае. Что ей нужно для этого сделать? По идее, она должна купить юани и оплатить ими товар в Китае. Но на деле всё происходит по-другому: 90% валютных операций совершаются через конвертацию в доллар. То есть сначала российская компания покупает доллары, затем на доллары покупает юани и только потом оплачивает ими товар в Китае.

Эта схема более удобна в современном мире, так как все валюты торгуются относительно доллара. То есть доллар служит не просто валютой, а неким эталоном, мерой, которая нужна для удобства расчётов.

Если доллар будет заменён валютой без эмиссионного центра, то схема покупки юаня в нашем примере останется прежней. За рубли будет куплена ЕТВ. На неё будут куплены юани. И затем мы заплатим этими юанями в Китай. Всё то же самое, только нет необходимости покупать доллары. А значит, и отдавать США прибыль от выпуска их денег.

Зачем нужна валюта без единого центра эмиссии

Меня могут спросить — но зачем всё-таки нужно избавляться от доллара? Ведь много лет он был мировой резервной валютой, и мир прекрасно и стабильно функцировал. Неужели всё это необходимо лишь для очередного Прорыва? На самом деле есть и другие причины.

Да, США ещё долго могли бы использовать свою валюту в качестве мировой. И никто не стал бы особо волноваться. Но в последнее время произошли два серьёзных события, изменивших положение и открывших глаза многим экономистам и политикам.

Первое событие – выпуск рекордного количества долларов во время пандемии Ковид-19.

Второе событие – заморозка валютных резервов России.

Выпуск большого количества долларов во время Ковид-19 показал, насколько сильно доллар влияет на мировую экономику. Мы все почувствовали это влияние. На графике видно, сколько долларов было выпущено за последние десятилетия. В 2020 году эта цифра возросла до гигантских объёмов.

Источник: https://collabfund.com/blog/the-fed-isnt-printing-as-much-money-as-you-think/
Источник: https://collabfund.com/blog/the-fed-isnt-printing-as-much-money-as-you-think/

В результате произошёл разгон инфляции по всему миру. Количество долларов, попавших в экономическую «машину», было настолько велико, что волна докатилась даже до нашей страны. Инфляция началась в непродовольственном секторе и в первую очередь коснулась строительных материалов.

В 2019-2020 годах начался взрывной рост загородного строительства по всему миру. Россия, как поставщик ресурсов для мирового строительства, в основном дерева и изделий из него, ощутила на себе очень серьёзное подорожание этого материала. Скажем, лист фанеры толщиной 3 мм в 2018 году стоил 350 рублей. К середине 2020 года цена уже составляла примерно 1200 рублей. Привожу данные именно по фанере, поскольку в своей компании ежедневно с ней работаю и точно знаю индекс её цены. 80% фанеры стали отправлять на экспорт. Такая же ситуация сложилась со всеми пиломатериалами.

То же самое произошло ещё в нескольких отраслях. Производители электроники не справлялись с выпуском чипов и микросхем. И вместо торговли на основе долгосрочных контрактов перешли на спотовый рынок. То есть микросхемы стали продавать как биржевой товар. Что значительно повысило их цену.

Но сильнее всего инфляционный эффект сказался на биржевом рынке. Деньги, выпущенные федеральной резервной системой США, пошли на поддержание экономики. Большая их часть была направлена на рынок акций. Кроме того, туда же влились деньги, которые были выданы в США людям, находившимся на карантине. Всё это привело к небывалому всплеску популярности игры на бирже.

Огромное число неквалифицированных инвесторов бросилось скупать акции компаний, прежде всего, конечно, тех, что на слуху. «Тесла», «Амазон» и ряд других компаний получили необычайный рост котировок.
График биржти НАСДАК
График биржти НАСДАК

В итоге рынок акций стал своего рода утилизатором напечатанных денег. Он оградил мир от худшей инфляции. Но не только он: ещё одним рынком, принявшим на себя денежный удар, был рынок криптовалюты. Которая также пережила подъём.

В предыдущей части мы начали рассматривать варианты свершения седьмого финансового Прорыва и выделили два наиболее вероятных сценария. Напомню их ещё раз. Сценарий №1. Его можно назвать криптовалютным.-4

Таким образом, страна — эмитент мировой валюты, решая свои проблемы, подставила весь остальной мир.

Второе событие, заставившее многих инвесторов и многие страны задуматься о будущем доллара – это заморозка активов России за рубежом. Как бы плохо или хорошо кто-то из моих слушателей ни относился к СВО, речь о том, что событие заморозки резервов какой-либо страны — в данном случае, России — это событие, не имеющее аналогов в современной истории.

Оно перечёркивает все предыдущие договорённости и тем самым создаёт прецедент. Теперь всему миру есть над чем задуматься: если были заморожены активы одной страны, то это может случиться и с любой другой. Будь для этого хоть какой-то повод. А что может послужить таким поводом, решать станут США, «хозяева» доллара. Это значит, что доллар больше не способен быть мировой резервной валютой. Если резерв имеет свойство исчезать по чьей-то воле, то это уже не резерв.

Итак, безграничная эмиссия доллара и разрушение системы хранения резервов в долларе — вот главные причины необходимости создать новую мировую резервную валюту, не имеющую привязки ни к одной стране.

В следующей части мы подробно разберём, как может функционировать валюта без центра эмисии. Не пропустите. Сделайте репост этой записи, чтобы как можно больше людей узнало о будущем мировой финансовой системы, в рамках которой предстоит жить нашим детям, а возможно, и нам самим.