404,6K подписчиков

Почему одна из самых страшных проблем России – низкая плотность населения. Объяснение на пальцах

56K прочитали
– Ну, ты автор даешь! – усмехнутся многие. – По твоему наша проблема в низкой плотности населения? Нас больше волнует медицина, образование, доходы, безопасность, законность, отсутствие коррупции, продолжительность жизни, дороги, садики, рабочие места. А не вот это вот твоя "плотность". Наоборот хорошо, когда людей мало – широко дышится, вольготно!

Да, все перечисленные проблемы я прекрасно знаю (все-таки мое происхождение – из обычной семьи колхозников в сибирском селе. Много кем приходилось работать и бывать в самых разных ситуациях. Так что от жизни я точно не оторван).

И тем не менее, все вышеуказанные проблемы являются следствием, с которым сложно бороться, если не знаешь причину. Понять причины наших бед – главная задача.

В ходе наблюдений и размышлений я прихожу к выводу, что низкая плотность населения – одна из причин низкой эффективности нашей экономики. Уже не раз приводил различные примеры на этот счет.

Ну, вот, допустим, возьмем такой условный квадратный километр территории у нас и где-нибудь в Европе, Корее или Японии:

– Ну, ты автор даешь! – усмехнутся многие. – По твоему наша проблема в низкой плотности населения?

У нас на этом квадрате живет (условно) 2 человека, а в развитых странах – 30 человек (на самом деле, у нас средняя плотность где-то 9 человек/км2, а в развитых странах может быть и 150, и 250 и даже 400 чел/км2).

– Ну, ты автор даешь! – усмехнутся многие. – По твоему наша проблема в низкой плотности населения?-2

Так вот. Допустим теперь на этой территории нужно построить дорогу. В нашем примере при низкой плотности населения на 1 км дороги должны работать всего 2 человека. А при высокой – 30 человек.

– Ну, ты автор даешь! – усмехнутся многие. – По твоему наша проблема в низкой плотности населения?-3

При этом дорога-то одна и та же. Дорога для 2 человек не будет в 15 раз тоньше и уже, чем дорога для 30 человек.

Да, в городах у нас плотность нормальная и там по идее на каждый километр дороги приходится большое количество людей. Но не стоит забывать, что Россия – это 1% городов, и 99% – пространства между ними, которое тоже нужно заполнить дорогами, которые также строятся на деньги граждан.

Вы когда-нибудь ездили по трассе Омск-Новосибирск? Я ездил десятки раз. Более 600 километров пути фактически через степь.

– Ну, ты автор даешь! – усмехнутся многие. – По твоему наша проблема в низкой плотности населения?-4

По дороге попадается несколько небольших городков (типа Татарска) и куча указателей в сторону от трассы:

Село Бендюкино – 50 километров.

В этом Бендюкино живет, может быть, 300 человек и туда ведет отдельная дорога. Эта дорога стоит, условно, 50 миллионов. Но 300 жителей Бендюкино никогда в жизни не создадут такую прибыль для государства, чтобы окупить эти 50 миллионов.

Более того, все сёла и городки на протяжении этих 600+ километров от Омска до Новосибирска вряд ли смогут содержать эту дорогу (я уже не говорю про ее строительство) за счет своих налогов. Там вдоль этих 600 километров от силы живет 50-100 тысяч человек (на максимальную глубину к югу и северу от дороги).

– Ну, ты автор даешь! – усмехнутся многие. – По твоему наша проблема в низкой плотности населения?-5

Соответственно, эта дорога ложится на плечи жителей Омска, Новосибирска, а также вообще всех жителей России. То есть на каждого горожанина ложится нагрузка не только в несколько метров дороги внутри его города, но и несколько десятков метров (условно) дороги за пределами города, даже если он по этим дорогам никогда не ездил и ездить не собирается.

Сравним это с какой-нибудь Германией, где на протяжении 600 километров живет... вся Германия.

Ширина Германии как раз около 500-600 км.
Ширина Германии как раз около 500-600 км.

То есть вдоль этой дороги живут миллионы и десятки миллионов людей (население Германии – 85 млн, то есть всего в 2 раза меньше, чем в России, хотя площадь несравнимо меньше). Естественно, для них построить такую дорогу экономически не так сложно.

И это речь только о дорогах. А так – что ни возьми, все упирается в плотность населения.

Вот возьмем то же село Бендюкино (вымышленное, но весьма типичное). Там обязательно должна быть почта, хочешь не хочешь. На почте – хотя бы 1-2 работника и транспорт, который будет приезжать туда хотя бы 2 раза в неделю. Итого мы имеем трату достаточно больших ресурсов ради обслуживания 300 человек.

А вот типичный квадрат 10 на 10 километров в Германии. На этом квадрате проживает 23 тысячи человек. И так по всей Германии.

Просто квадрат 10 на 10
Просто квадрат 10 на 10

Естественно, там нет такого (за редким исключением) чтобы 1 почта работала на 100 человек и ехать до нее нужно было 50 километров по безлюдной степи (а у нас такого полно).

И не только почта. В каждом поселке России должна быть школа (по крайней мере в близкой автобусной доступности), больница или хотя бы ФАП, администрация, пенсионный, участковый и т.д.

Прокатитесь по Дагестану. Там сотни отдаленных сел где-то в горах. Население села может быть несколько сотен человек. И там будет школа. А школа это не только здание, но и учителя. В классах бывает по 3 человека, и эти 3 ученикам нужен весь спектр учителей по всем предметам.

Когда общаешься с местными в Дагестане возникает ощущение, что там все работают учителями. Ну, каждый второй точно. Все потому что из 50 жителей села – 8 учителей и 6 учеников. Конечно, утрировано, но примерно верно (в Горном Алтае, кстати, похожая ситуация).

Газификация? Аналогично. Тянуть магистральную трубу на тысячи километров вглубь Сибири – это миллиарды долларов. При том что абонентов там – кот наплакал. Ну, нет в Сибири столько людей, чтобы быстро и легко окупить магистральный газопровод.

Выход? Выход в том, что все это ложится на плечи всех россиян. И даже если вы живете в шумном мегаполисе, на ваши плечи ложится и обслуживание тех частей вашего региона (и вообще всей России), где населения мало, но тоже нужны дороги, школы, больницы, администрации, полиция и т.д.

Отсюда – неэффективность экономики. Отсюда же – проблемы для малого бизнеса и бизнеса вообще. Вернемся к нашей картинке выше:

– Ну, ты автор даешь! – усмехнутся многие. – По твоему наша проблема в низкой плотности населения?-8

Вот, допустим, два человека хотят открыть домашний бизнес. Парикмахерскую, сыроварню, мини-ферму, шиномонтажку, аптеку и вообще что угодно.

Где это легче сделать? Там где вокруг тебе живет 100 человек, или 100 тысяч человек? Иначе говоря, где найти клиентов проще, вот тут:

Сельский район Нидерландов
Сельский район Нидерландов

Или вот здесь:

Сельский район Пермского края
Сельский район Пермского края

Вот и получается, что на огромных территориях нашей страны бизнес просто невозможен. По объективным причинам.

Из-за того, что люди живут далеко друг от друга эффективность их труда низкая. Если миллион человек разбросать на 5 миллионов км2 – они не смогут принести для государства столько же пользы, сколько 100 тысяч человек, но живущих близко-близко друг к другу.

Опять напомню пример с дровами. Когда они лежат близко друг к другу – костер разгорается и выделяет много энергии. Растащи полешки на большое расстояние друг от друга и костер потухнет, энергии не будет. Хоть 10 тонн самых сухих дров используй – они не разгорятся, пока их не сложишь в достаточно плотную конструкцию.

Видов костра много, но все они предполагают близкое расположение полешек
Видов костра много, но все они предполагают близкое расположение полешек

Впрочем, я обещал рассказать, как данную проблему можно решить в России. Более того, ее кажется, именно так и начали решать. Подробнее об этом – буквально в следующей статье. Подписывайтесь, чтобы ничего не пропустить. Заранее спасибо и до связи!