40,6K подписчиков

Как не прельститься? Ответ и примеры митр. Антония Сурожского

1,6K прочитали
Митрополит Антоний Сурожский
Митрополит Антоний Сурожский

Очень часто и слишком часто обычные люди говорят о прелести (прельщении) – замечает Владыко Антоний.

Причем – подчеркивает митрополит - они делают при этом очень таинственное лицо.

 Очень часто и слишком часто обычные люди говорят о прелести (прельщении) – замечает Владыко Антоний.  Причем – подчеркивает митрополит - они делают при этом очень таинственное лицо.  Почему так?-2

Почему так? И как реально не прельститься?

Об этом поведал митрополит Антоний Сурожский.

Причина, почему люди говорят о прелести.

Первая причина: люди прочли о прелести в тех духовных книгах, которые еще не должны были читать.

Один опытный священник, когда сам Владыко Антоний был еще молодым священнослужителем, говорил ему:

«Не давай читать неопытным в духовной жизни людям Добротолюбие, так как они еще не созрели (не имеют системных достоверных знаний) в христианстве, православии. Потому что они будут думать, что все, что святые описали такими простыми словами они уже знают. На самом же деле, то что описано святыми так просто, на деле, в опыте нам неизвестно".

Примечание автора: есть такое отношение и поведение студента 1-2 курса мединститута. Читая симптоматику заболеваний, он полагает, что всем этим болен. На самом деле, он просто несведущ и неопытен, поэтому столь ошибочно воспринимает и себя, и изученную информацию. К 5 курсу поймет...

Что в основе прелести?

Митр. Антоний говорит об этом просто и доступно (и это есть вторая причина прельщения):

Человек прельщается своим воображением. Он обманывается им. Представляя реально существующим то, чего нет в реальности. «Прелесть» от слова «лесть», ложь. Человек воображает себе одно, а реальное положение другое.

Человек воображает, что знает тайны духовной жизни, в то время, как он знает лишь нечто о своей душевной жизни.

Пример святителя Феофана Затворника.

Святитель Феофан замечал, что люди, которые начинают молиться, приобщаться Святых Таинств, углубленно изучать себя и свою жизнь, начинают воображать в себе особые духовные явления и возбуждаются особыми таинственными чувствами. Они видят свет, чувствуют тепло и т.д. Принимая все это за особые духовные дары, которые вдруг у них открылись.

Святитель Феофан Затворник
Святитель Феофан Затворник

Святитель Феофан говорит о природе этих явлений четко: все это душевно – телесное. Никаких духовных феноменов в этом нет.

Как избежать ошибок и прельщения?

Митрополит Антоний дает такой совет: не надо мыслить в категориях прелесть/ не прелесть.

Надо жить трезво. И в первую очередь, в духовной жизни, учиться трезвению. Не надо опьяняться своим желанием жить духовной жизнью. Наше желание не есть Божья Воля, Божий Дар и Божья помощь. Это наше, а не Божье. Увлечешься своим – упустишь Божье.

Социальная ответственность в прельщении.

Как поступать, если мы видим, что рядом с нами человек «улетает в прелесть»?

Мошенник, конечно, почешет руки. Он этого только и ждет, чтобы рядом с ним кто-то прельстился, а он его «тепленького» и "готовенького" обманул. Но такое мошенническое поведение не является христианским.

Владыко Антоний приводит слова преподобного Исаака Сирина на этот счет:

Преподобный Исаак Сирин
Преподобный Исаак Сирин

«Если ты видишь духовно неопытного человека (новоначального), который поднимается (в своем воображении) на небо, схвати его за ноги и свали на землю. Потому что если он «улетит» очень высоко, то потом упадет и разобьется».

Три совета митрополита Антония.

Первый, искать простоты.

Второй, не заглядываться слишком на себя в духовной жизни. Как мы молимся, думаем, выглядим. И т.д. В духовной жизни мы стяжаем Дух Божий нам в помощь, оставляя себя, а не на себе держим внимание.

Третий, вместо того, чтобы думать о себе – какой я, как я сейчас поступаю, так ли я думаю? – надо сделать иное. Спросить у Бога в смиренной молитве:

«Вот, Господи, я такое сейчас чувствую и переживаю. Если это от Тебя – укрепи меня в этом. Если не от Тебя – рассей».

Это мудрое правило, эта молитва, обережет от прельщения.

Пример митрополита Антония из своей жизни.

Когда он был молодым, в нем была способность улавливать мысли других людей. Митрополит заметил, что у него стала развиваться эта способность, и он мог даже тайно переговариваться с другими людьми, обладающими такой же способностью.

Юного Антония это озадачило. В молитве своей он попросил Бога:

«Если эта способность от Тебя – сохрани и укрепи ее. Если не от Тебя – рассей».

И в тот же момент эта способность исчезла в нем.

Юный Антоний не переживал за это, а благодарил Господа.

«Ну, и хорошо, что у меня нет этой способности. Зато у меня есть чуткость к людям и другие естественные способности. Буду их применять во благо людям и Богу».

Другой пример митрополита Антония.

К нему как-то пришел один экстрасенс и сказал: мы делаем одно дело – давайте работать вместе. Я смогу быть Вам полезен.

Митрополиту не понравился этот мужчина, насторожил. Но почему именно, он не знал.

Экстрасенс продемонстрировал на практике свой дар. Взяв руки Антония, он то вогнал их в холод, то в жар. Митрополит удостоверился на практике, что этот дар в человеке реально есть.

 Очень часто и слишком часто обычные люди говорят о прелести (прельщении) – замечает Владыко Антоний.  Причем – подчеркивает митрополит - они делают при этом очень таинственное лицо.  Почему так?-5

Но он задал ему важный вопрос:

«А готовы ли Вы бесплатно служить людям? Бога ради»

Экстрасенса передернуло от этого вопроса:

«Нет, я никогда не выполняю свою работу бесплатно».

Тогда, митрополит Антоний сказал, что не хотел бы с ним работать.

Дар, который дается Богом, дается не для личной наживы, а для служения людям, помощи им.

Никогда – подчеркивает митрополит Антоний – нельзя гордиться своим даром и использовать его только в личной корысти. Такая гордость и корыстолюбие порождают прельщение и рабство темным силам.

Надо использовать любой дар для помощи людям и служению Богу, помогать и служить качественно, от души. А все, что нужно, Господь Сам приложит. О том не надо заботиться. Это не предмет заботы человеческой, а вопрос доверия Богу.

Глупое тщеславие (дарами в себе от Бога) надо – говорит митрополит Антоний – заменить благодарностью Богу.

Когда мы научимся благодарить Бога за все, что у нас есть, то станем свободны от прелести.

И митрополит Антоний привел еще один замечательный пример.

Замечательный пример Владыки Антония.

К нему пришла на беседу молодая девушка, лет 25-26. Она села на диван, напротив Владыки, опустила голову вниз и сотворила на лице страшную гримасу.

 Очень часто и слишком часто обычные люди говорят о прелести (прельщении) – замечает Владыко Антоний.  Причем – подчеркивает митрополит - они делают при этом очень таинственное лицо.  Почему так?-6

Увидев ее в таком состоянии, митрополит Антоний задал ей вопрос:

«В чем дело?»

«Отец Антоний, я грешница» - выдавила девушка из себя.

Отец Антоний ответил ей с юмором:

«Ха. Да, я это всегда знал. А что нового?»

«Я грешница» - грубым, из глубин, голосом сказала девушка.

«А в чем заключается твоя греховность?» - поинтересовался Владыко.

«Каждый раз, когда я прохожу перед зеркалом и смотрюсь в него, я нахожу, что я миловидна»

Митрополит Антоний внимательно посмотрел на девушку, и отметил:

«Да, это правда. Ты миловидна».

«Значит, я пропала? Значит мне спасения нет из-за миловидности?» - ужаснулась девушка.

«Нет, наоборот» - утешил ее отец Антоний, и дал совет:

«Ты вот что сделай: два раза в день становись перед зеркалом и рассматривай себя внимательно свои черты. Брови, нос, губы, глаза, подбородок, волосы. И если ты заметишь, что какая-то черта в тебе миловидна, то благодари Бога, говоря, спасибо, Господи, что Ты подарил мне это. Ведь я сама не могла бы себя всем этим наделить. И когда ты научишься благодарить Бога за все, то вместо гордыни, тщеславия или страха, в твоей душе будет рождаться благодарность Богу и изумление Его Творческой Силой, Щедростью и Милостью. Восхищайся не собой, а Богом, все это сотворившим».

 Очень часто и слишком часто обычные люди говорят о прелести (прельщении) – замечает Владыко Антоний.  Причем – подчеркивает митрополит - они делают при этом очень таинственное лицо.  Почему так?-7

Владыко дополнил свой совет пояснениями для девушки:

«Когда ты научишься так благодарить и удивляться Богу, то ты практически столкнешься и исполнишь первую заповедь Блаженства, данную в Евангелии: блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное. Ты увидишь себя нищей, у которой ничего своего нет, но при этом и одаренной Богом из Царства Небесного всем тем, что он тебе подарил».

Владыко добавил еще:

«А вот когда поблагодаришь Бога так, то добавь: и прости меня, Господи, что имея все эти Твои дары, черты, я искажаю их своей недовольной гримасой».

Послесловие.

Два заключения всему сказанному выше дал Владыко Антоний.

Первое, удостовериться от Бога ли тот или иной дар, та или иная способность, ситуация, помощь. Попросив Бога: если от Тебя - укрепи. Если не от Тебя – рассей. Совершать это надо без сожаления, без жадности расстаться с чем-либо. Если что-то не от Бога, то добра это не принесет.

Второе, благодарить за все, что Бог оставит, подарит, укрепит. Не потому, что Бог сделал это для меня (любимой, любимого), а за Величие, Щедрость и Милость Божью.

Когда мы будем так поступать, раз за разом, освободимся от уз прельщения, но утвердимся в Боге, благодарными Ему людьми.

Митрополит Антоний Сурожский
Митрополит Антоний Сурожский

Хотите поделить по теме статьи – пишите в комментариях.

Понравилось – ставьте лайк.

Подписывайтесь на канал.

Делитесь с друзьями в соцсетях