Великий Новгород (часть 2 - Кремль: Софийский Собор).

131 прочитал
Кафедральный Софийский Собор. Южный фасад.
Кафедральный Софийский Собор. Южный фасад.

В северной части современного Кремля, рядом с резиденцией новгородских владык был возведён Софийский собор, ставший символом республиканского Новгорода и являющийся в настоящее время древнейшим православным храмом на территории современной России. По преданию, каменному собору предшествовал деревянный 13-главый храм, построенный вскоре после крещения Новгорода и сгоревший во время строительства каменной Софии. Собор, сооружённый во славу Божественной Премудрости - Святой Софии по заказу князя Владимира Ярославича и его отца, великого князя киевского Ярослава Мудрого, должен был олицетворять мощь княжеской власти и набиравшего силу Древнерусского государства.

Софийский собор. Западный фасад.
Софийский собор. Западный фасад.

Руководили работами, вероятнее всего, приезжие мастера. Главный престол собора освятили в 1052 году. При Софийской кафедре велось летописание, на хорах собора существовала основанная Ярославом Мудрым библиотека, работали мастерские иконописцев и златокузнецов. Начиная с XI века, паперти и приделы собора служили усыпальницами князей, владык и видных представителей новгородского боярства. Здесь погребены строитель собора князь Владимир и его мать Анна (шведская принцесса Ингигерд, жена Ярослава Мудрого), князь Мстислав Храбрый, архиепископы Мартирий Рушанин и Василий Калика.

Софийский собор. Восточный фасад.
Софийский собор. Восточный фасад.

Софийский собор представляет собой пятинефное крестово-купольное сооружение с тремя апсидами, увенчанное пятью куполами. В его западном углу расположена лестничная башня с шестым куполом. Она ведёт на высокие полати, где в древности во время богослужений находился князь со своими приближёнными. С трёх сторон к храму примыкают паперти, в углах храма (кроме юго-0западного0 устроены приделы в честь апостола Иоанна Богослова, Рождества Богородицы и Усекновения главы Иоанна Предтечи.

Вывеска на дверях собора.
Вывеска на дверях собора.

За почти тысячелетнюю историю собора его внешний облик претерпел ряд изменений, однако в целом здание сохранило свои древние формы. В 1156 году впервые были оштукатурены стены собора, в 1408 покрыли позолотой купол его центральной главы. В начале XVI века на западном фасаде, над порталом, появилась фреска с изображением Святой Троицы, Софии - Премудрости Божьей и Спаса Нерукотворного. В следующем столетии главные входы были украшены перспективными порталами, и над каждым из них устроено по большому окну с рельефными наличниками.

Древняя фреска на порталом на западном фасаде собора.
Древняя фреска на порталом на западном фасаде собора.

Внутреннее убранство собора также менялось с течением времени. На протяжении более полувека собор оставался практически не расписанным. Одна из сохранившихся немногочисленных живописных композиций периода его строительства - образ святых равноапостольных Константина и Елены, выполненный по сухой штукатурке на лопатке одного из столбов южной (Мартирьевской) паперти. С этими святыми связывалась память о крестителе Руси князе Владимире Святославиче и его матери Анне, похороненных изначально в этой части собора.

Образ святых Константина и Елены, XI век.
Образ святых Константина и Елены, XI век.

Преобладающей техникой в украшении интерьера Софийского собора стала фреска. В начале XII века в Новгород прибыли балканские мастера, которые по заказу епископа Никиты должны были расписать собор. От их работы до нас дошли образы пророков в барабане главного купола. Несколько фресковых изображений XII столетия сохранилось в Мартирьевской паперти.

Главный алтарь собора. Горнее место и сопрестолие, декорированные мозаикой начала XII века.
Главный алтарь собора. Горнее место и сопрестолие, декорированные мозаикой начала XII века.

На протяжении последующих веков на стенах собора появились новые росписи, обновлялись уже существующие, например изображение Христа Вседержителя с Евангелием и благословляющей десницей в зените свода центральной главы храма.

Зенит свода центральной главы храма с изображением Христа Вседержителя с Евангелием.
Зенит свода центральной главы храма с изображением Христа Вседержителя с Евангелием.

Последнюю масштабную роспись Софийского собора осуществила в 1897-1900 годах артель владимирского иконописца Н.М.Софонова, использовавшая технику с применением жидкого стекла, придававшего изображениям матовый оттенок.

Первые иконы появились в Софийском соборе, вероятно, сразу после завершения его строительства. Одна из них, образ святых Петра и Павла, хранится сейчас в Новгородском музее. В числе икон Софийского собора есть две, почитающиеся особо. Среди них - "Богоматерь Знамение" первой половины XII века, являющаяся одной из главных святынь Русского православия. По легенде, благодаря её чудесному заступничеству зимой 1170 года новгородцы одержали победу над осаждавшими город войсками коалиции русских князей во главе с суздальским. С тех пор чудотворная Знаменская икона почитается как покровительница и заступница Новгорода и новгородского воинства. В 1991 году древнюю икону вернули Русской православной церкви, и с тех пор она хранится в киоте перед главным иконостасом Софийского собора.

Лицевая сторона чудотворной двусторонней иконы "Богоматерь Знамение", первая половина XII века.
Лицевая сторона чудотворной двусторонней иконы "Богоматерь Знамение", первая половина XII века.
"Святые Пётр и Наталья". Обратная сторона чудотворной двусторонней иконы "Богоматерь Знамение".
"Святые Пётр и Наталья". Обратная сторона чудотворной двусторонней иконы "Богоматерь Знамение".

Другой чтимый образ в настоящее время находится в Рождественском иконостасе. Это "Богоматерь Тихвинская" - один из самых ранних (предположительно, начала XVI столетия) списков чудотворной иконы. Доска иконы изготовлена из корневой части дерева, на котором, по преданию, Богородица и Николай Чудотворец явились пономарю Юрышу в видении близ Тихвина. В 1617 году икона сопровождала посольство, заключившее Столбовский мир со Швецией, после чего была принесена в Новгород, в Софийский собор. В 1680-х годах образ по приказанию царевны Софьи поновили и украсили серебряной ризой.

Икона "Богоматерь Тихвинская", XVI век.
Икона "Богоматерь Тихвинская", XVI век.

Кроме древних святынь собор хранит замечательные памятники декоративно-прикладного искусства. Такие, например, как бронзовые Корсунские ворота, собранные в конце XVII века из более ранних деталей. Декор из филенок сохранился от древних врат, изготовленных, вероятно, в XI столетии и, по преданию, привезённых в Новгород из Корсуни. В древности они оформляли вход в западную галерею собора, теперь - в Рождественский придел. Сегодня их место заняли Магдебургские врата - замечательный образец западноевропейского литейного искусства. Они были изготовлены в середине XII века немецкими мастерами для собора в Плоцке (ныне Польша) и в Новгороде оказались, вероятно, в XV столетии. На бронзовых пластинах врат размещены рельефные изображения - сцены из Ветхого и Нового Заветов, символические сюжеты и аллегорические фигуры.

Магдебургские врата.
Магдебургские врата.

К XVI веку относится появление внутри храма двух богато украшенных моленных мест, предназначенных для слушания службы, молитвы, отдыха и переоблачения архиерея и царя. В 1560 году по велению архиепископа Пимена новгородскими мастерами Иваном Белозерцем, Евтропием Стефановым и Исааком Яковлевым было изготовлено святительское место, а в 1572 - царское. Оба они покрыты замечательной художественной резьбой, дополненной в XVII веке разноцветной раскраской и позолотой.

Царское моленное место. XVI век.
Царское моленное место. XVI век.

В заключение рассказа о Софийском соборе ещё несколько фотографий и видео по ссылке https://dzen.ru/video/watch/63c6906f485a3e425f4f3ebb.

Софийский собор и часть Никитского корпуса (слева).
Софийский собор и часть Никитского корпуса (слева).
Купола Софийского собора.
Купола Софийского собора.
Кованная ручка на дверях собора.
Кованная ручка на дверях собора.
Икона "Троица" в приделе Рождества Богородицы. Первая половина XVI века.
Икона "Троица" в приделе Рождества Богородицы. Первая половина XVI века.
Икона "Вход Господень в Иерусалим" в приделе Рождества Богородицы. Первая половина XVI века.
Икона "Вход Господень в Иерусалим" в приделе Рождества Богородицы. Первая половина XVI века.
Придел Рождества Богородицы.
Придел Рождества Богородицы.
Икона "София - Премудрость Божья" в центральном иконостасе, XV век.
Икона "София - Премудрость Божья" в центральном иконостасе, XV век.
Софийский собор в вечернее время.
Софийский собор в вечернее время.

Если вам понравилась моя публикация, ставьте пожалуйста лайки и подписывайтесь на мой блог, чтобы не пропустить интересное.