40,9K подписчиков

Пальцем в небо?

«Мы писали, мы писали, наши пальчики устали, мы немножко отдохнем и опять писать начнем» – эту детскую игру знает каждый из нас. При помощи рук мы получаем большую часть информации об окружающем мире.

Да-да, именно поэтому пальчиковая гимнастика так популярна в различных направлениях дефектологии, нейропсихологии и даже неврологии. Особенно широко используется эта уникальная методика в современной логопедии. С помощью нее специалисты по развитию речи помогают ребенку развивать мелкую моторику и воображение.

Пальчиковая гимнастика улучшает ловкость, подвижность, а веселые стишки помогают снять эмоциональное напряжение и снизить уровень стресса. Чаще всего подобные упражнения вызывают у детей улыбку, интерес, желание повторить за взрослым то или иное действие. А это в целом благоприятно сказывается на формировании мышления и мировосприятия ребенка.

Пальчиковая гимнастика помогает не только профессионалам, но и родителям. Она сближает мам и пап с детьми, создает или восстанавливает доверие между ребенком и его родителями. Ведь в этом случае используется самая понятная и доступная для малыша форма общения – игра. Все остальные факторы становятся второстепенными.

Простой пример – пальчиковая гимнастика с элементами сказки. Здесь пальчики ребенка становятся героями того или иного сюжета. Это упражнение, как правило, вызывает эмоциональный отклик у юного слушателя. Он стремится быть похожим на понравившегося ему персонажа, копируя черты характера героя. У ребенка формируется представление, что такое хорошо, а что такое плохо, что можно делать, а что нет.

Еще одним вариантом пальчиковой гимнастики является игра с элементами массажа и постукивания по основанию ладони и подушечек пальцев. Этот способ хорошо стимулирует приток крови, улучшает самочувствие и укрепляет тонус мышц. Следующим видом можно назвать игры-манипуляции. Для разнообразия используются пальчиковые игрушки. По-другому такие игры называют кукольным театром.

Некоторые упражнения можно делать под стихотворные строки, это повышает ритмичность их выполнения. Например:

«Пейзаж»

Твоя ладошка – это пруд,

По ней кораблики плывут (медленно водить согнутым указательным пальцем по ладошке малыша, рисуя волну).

Твоя ладошка как лужок,

А сверху падает снежок (дотрагиваться кончиками пальцев до ладошки ребенка).

Твоя ладошка как тетрадь,

В тетради можно рисовать (указательным пальцем нарисовать кружок и др.).

Твоя ладошка как окно,

Помыть его нужно давно.

Твоя ладошка как дорожка,

А по дорожке ходят кошки (осторожно переступать одним или несколькими пальцами по ладошке малыша).

«Фонарики»

Вот фонарики горят, всех ребяток веселят! (Пальцы растопырены.)

Вдруг погасли фонари (пальцы сжаты в кулак),

Ты скорей домой беги! (Руки спрятаны за спину.)

«На прогулку»

Пошли пальчики гулять (пальцы рук сжаты в кулаки, большие пальцы опущены вниз и как бы прыжками двигаются по столу),

А вторые – догонять (ритмичные движения по столу указательных пальцев),

Третьи пальчики – бегом (движения средних пальцев в быстром темпе),

А четвертые – пешком (медленные движения безымянных пальцев по столу).

Пятый пальчик поскакал (ритмичное касание поверхности стола обоими мизинцами)

И в конце пути упал (стук кулаками по поверхности стола).

Напоследок гимнастика для мозга. Выполняя эту серию упражнений, дошкольник или младший школьник должен быть очень внимательным и сконцентрированным, так как здесь взаимодействуют обе руки, следовательно, работают одновременно оба полушария головного мозга. Упражнение отлично развивает разные типы интеллекта.

Подводя итоги, можно сказать, что пальчиковая гимнастика – это уникальная техника, которая позволяет добиться невероятных успехов как в развитии речи, так и всех психических процессов в целом. А еще она является отличным способом ознакомить ребенка с невероятным и в то же время прекрасным миром.

Алла ТАЛАНЦЕВА

Читайте материал в сетевом издании «Учительская газета».