Найти тему
Русский сталкер

Как китайцы открыли Америку

В этом году исполняется 530 лет с тех пор, как корабли Христофора Колумба в 1493 году вернулись из своей первой экспедиции в ходе, которой состоялось официальное открытие Америки. Впрочем, не смотря на то, что сегодня официальное открытие Америки отмечается, отталкиваясь именно от этой даты общепризнано, что викинги посещали Северную Америку на много столетий раньше, чем это сделал Колумб. До него в новом свете также отметились жители стран Африки, Тамплиеры и даже Китайцы, чему есть немало вещественных подтверждений…

Так, кто же открыл Америку?

В длинном списке народов Европы и Африки, неоднократно посещавших Америку до Колумба особенно удивительно выглядят китайцы, поскольку эта страна не числится среди великих морских держав и напрасно! Не смотря на то, что о китайских мореплавателях известно крайне мало их морские подвиги ничуть не уступают, а порой и превосходят великие морские путешествия европейцев. Что касается открытия Америки, то в мире получила широкую известность книга британского инженера-конструктора подводных лодок Гэвина Мендзи, в которой автор с фактами в руках доказал, что Америка на самом деле была открыта китайцами в 1421 году на семьдесят лет раньше первой экспедиции Колумба. В своей книге британский инженер выдвигает предположения даже относительно места неподалеку от Карибских островов, где затонула часть китайского флота руководимого легендарным мореплавателем Чжэн Хэ. Простое перечисление географических точек, в которые в пятнадцатом веке ходили корабли этого прославленного китайца у любого европейца вызовет если не шок, то, как минимум крайнее удивление. А между тем официальная история династии Мин - «Мин Шу», утверждает, что Чжэн Хэ построил 1622 корабля и совершил не менее семи больших плаваний, проходивших между 1405 и 1430 годами. Его громадные корабли бывали в Восточной Африке, в Европе достигали: Франции, Голландии и Португалии. Некоторые исследователи, вопреки официальной версии даже берутся утверждать, что Чжэн Хэ сумел намного раньше Магелана совершить кругосветное плавание. В качестве подтверждения своих слов они приводят карту адмирала, известную, как «карта Каннидо» она якобы подтверждает посещение кораблями адмирала ряда стран Европы. Также среди историков можно услышать мнение, что большинство великих географических открытий было сделано европейцами, благодаря использованию карт созданных на основе карт Чжэн Хэ.

«Драгоценные корабли»

В то же время, для того, чтобы совершать многомесячные плавания необходимы крупные суда, в то время, как считается, что средневековый флот китайцев состоял исключительно небольших легких кораблей – джонок. На самом деле это не так! В городе Нанкине в 1403 году была построена верфь для создания огромных кораблей, которые должны были принять участие в дальних экспедициях в Индийском океане. Сегодня благодаря раскопкам, проведенным на Нанкинской верфи, фактически подтверждены поистине фантастические размеры китайских судов начала пятнадцатого века. Максимальная длина кораблей – баочуаней (драгоценных кораблей) достигала 134 метра при ширине в 55 метров. На баочуанях крепились по девять мачт, которые позволяли раскрывать до двенадцати парусов сплетенных из бамбуковых пластин одновременно. Причем паруса крепились в виде вертикальных жалюзи, что позволяло придавать кораблям большую маневренность и скорость, ловя абсолютно любые ветра. Корабли создавались в сухих доках, на три века раньше появления подобных технологий в Европе. Численность команды и пассажиров одного такого судна составляла до тысячи человек, а общее количество участников каждой экспедиции доходило до двадцати восьми тысяч человек. Трудно даже представить себе какой ужасной громадиной выглядела подобная «эскадра» состоящая из 40-60 кораблей при приближении к незнакомым берегам. Удивительными были не, только огромные размеры морской армады и большая численность экипажа, но даже сама конструкция кораблей серьезно отличалась от строения европейских судов. Главным отличием было отсутствие у китайских судов классического киля. В дно джонки иногда, правда, все же вставлялся длинный брус, именовавшийся «кость дракона» но его предназначение ограничивалось смягчением соприкосновения судна с грунтом во время причаливания к берегу. Для достижения прочности и непотопляемости судна создавались специальные переборки, тянувшиеся по всей длине корабля. Благодаря их наличию в случае затопления одного или нескольких отсеков, судно не теряло устойчивости и оставалось на плаву. Интересно отметить, что европейцы начали делить трюм на отсеки лишь в восемнадцатом веке спустя три лет после китайцев. Необычным было даже расположение мачт! Всем хорошо известно, что в Европе мачты крепились по центру судна, основанием соединяясь с килем, в то время, как в китайских джонках каждая из девяти мачт соединялась лишь с близлежащей переборкой, что позволяло достаточно свободно размещать их по всему периметру палубы. Благодаря столь оригинальному расположению парусов, они не закрывали друг друга, и судно могло развить большую скорость, чем, если бы мачты располагались одна за другой, как на европейских кораблях. Для сравнения можно сказать, что трансатлантические пароходы середины девятнадцатого века в среднем достигали всего 75 метров и были по размерам в два раза меньше любого из баочуаней Чжэн Хэ. Если проводить аналогии с европейскими кораблями того же пятнадцатого века, то тогда в Европе только начинали строить трехмачтовые каравеллы со средней длинной судна всего 25 метров. Например «Санта-Мария», на которой Колумб открыл Америку, была всего двадцати восьми метров длинной. Кроме крупных размеров, большой грузоподъемности и хорошей маневренности корабли Чжэн Хэ славились своим вооружением кроме бронированного носа, для тарана неприятельских кораблей, они были смазаны смесью смолы и извести для защиты от огня, а на верхней четвертой палубе располагались пушки.

Великий евнух

Поразительно, что при наличии подробной информации об европейских путешественниках сделавших значительные географические открытия о Чжэн Хэ, практически ничего неизвестно, несмотря на то, что его путешествия не только предвосхитили плавания Колумба и Магелана, но и были намного масштабнее! В то же время их имена знает весь мир, а о жизни прославленного китайского адмирала известно крайне мало. Тем не менее, Чжэн Хэ в жизни крепко повезло. Ведь ему довелось жить во времена расцвета крупнейшей китайской династии Мин, славящейся не только стремлением к абсолютному правлению своим народом, созданием значительных построек, таких как, например, императорский дворец в Пекине, но и стремлением значительно расширить границы своей империи. Родился будущий адмирал, словно в насмешку над своей дальнейшей судьбой в 1371 году в городке Куньян, от которого до моря было несколько недель езды. Семья мальчика исповедовала ислам, поэтому в детстве его звали Ма Хэ (Мухаммед Хэ). Первые годы жизни были для Ма Хэ достаточно благоприятными, ведь Китаем в то время правила династия монголов, пришедшая сюда с Чингисханом, а один из предков мальчика в свое время был назначен мэром его родного города детьми покорителя вселенной. Однако все проходит и в 1381 году в ходе кровопролитных боев за провинцию Юньнани, к власти пришел представитель династии Мин будущий император - Чжу Ди, взявший себе имя Чэнь Цзу. Ма Хэ не повезло, его не только захватили в плен, убив отца, но и оскопили, чтобы передать в слуги к Чжу Ди. Так мальчик попал во дворец. Молодой Ма Хэ несмотря на то, что был, как выражались в Китае «цветноглазым» - представителем не титульной нации, с первых дней пребывания в свите Чжу Ди хорошо себя зарекомендовал, а спустя несколько лет стал выгодно выделяться среди всего окружения князя. Звездный час для будущего адмирала пробил в 1399 году, когда войска императора Цзяньвэня осадили Пекин еще не являвшийся столицей Китая. Ма Хэ во время осады города показал редкую отвагу, защищая одно из городских водохранилищ. Сегодня считается, что именно его храбрые действия позволили Чэнь Цзу выстоять, чтобы в 1402 году собрав войска свергнуть прежнего императора и захватить трон. После взятие столицы Китая – Нанкина Чэнь Цзу на новый 1404 год в благодарность пожаловал Ма Хэ новое имя – Чжэн Хэ и произвел в высшие дворцовые евнухи, тайцзяни. Подарок оказался поистине царским ведь фамилия Чжэн соответствовала названию одного из легендарных древних китайских царств, существовавших в период с V—III веках до н. э. Считается, что внешне Чжэн Хэ был великаном достигая в высоту двух метров, а в обхвате пояса полутора метров. Однако это не удивительно, так, как в медицине хорошо известно, что оскопленные юноши, обычно имеют высокий рост, богатырское телосложение, при достаточно тонких руках и ногах, а также практически не лысеют, но и не имеют бороды.

Путешествия великой армады

Чем же прославился китайский мореплаватель? Как уверяет в своей книге Гэвин Мэндзи, во время предпоследней экспедиции Чжэн Хэ вместе со своей огромной флотилией обогнув Юг Африки, пересек Атлантический и Тихий океаны. Фактически китайский мореплаватель в 1421-1423 годах побывал не только в Америке, он посетил даже Гренландию, обогнув Евразию с Севера и пройдя по Баренцеву морю от Скандинавии до Берингова пролива вернулся домой с запада, совершив, таким образом, не много ни мало кругосветное плавание. Получается если верить книге английского инженера, то Чжэн Хэ открыл Америку на семьдесят два года раньше Колумба и практически на сто лет опередил Магелана с его кругосветным плаванием. Оказался посрамлен даже съеденный аборигенами Джеймс Кук, поскольку Чжэн Хэ опередил и его с открытием Австралии. Гэвин Мензис полагает, что карты, по которым Колумб открывал Америку, а то, что он плыл не «вслепую» хорошо известно, пришли в Европу из Китая. Исследователь считает, что картами Чжэн Хэ пользовался и Магелан, совершая свое кругосветное путешествие. Казалось бы фантастика? Отнюдь! Так, например, на западе хорошо известна книга итальянского путешественника Николо да Конти, написанная им в 1434 году. На страницах своей рукописи итальянец приводит рассказ его посещения Китая во втором десятилетии пятнадцатого века. В подобном путешествии не было бы ничего удивительного, если бы путешественник не попал в Китай по воде, проплыв на джонке из Индии через Австралию! Считается, что именно Конти привез в Европу одну из карт Чжэн Хэ, которая затем легла в основу, составленной португальским королем первую карту мира. Вторым подтверждением реальности путешествий Чжэн Хэ может служить описание движения его флотилии по звездам. Заложив в компьютер описание звездного неба пятнадцатого века и сравнив их расположение с описанием движения по звездам китайских кораблей, то маршрут полностью совпадет с описанным в книге Мензиса. Получается, что сегодня необходимо срочно переписывать учебники по истории и географии на всем земном шаре? Фактически, да! Причем странно, что этого не было сделано раньше ведь до Гэйвена Мензиса о плаваниях Чжэн Хэ, историки узнали еще в начале двадцатого века познакомившись с хрониками династии Мин. Хотя и до этого момента они публиковались в десятках книг и географических отчетах, однако их предпочитали не замечать, чтобы не отдавать пальму первенства практически всех величайших географических открытий в китайские руки.

Дары и трофеи

Что же говорят хроники династии Мин относительно походов адмирала Чжэн Хэ? Оказывается, в самом начале этой морской эпопеи не было никакого адмирала, а был лишь дворцовый чиновник, который преданной службой своему господину во время гражданской войны заслужил пост высшего дворцового евнуха. Морская эпопея Чжэн Хэ началась благодаря неуемному самолюбию нового императора - Чжу Ди. Ему так не терпелось оповестить весь свет, о своем восхождении на престол, что в 1403-1404 годах он разослал посольства с вестью о своем вступлении на престол во все страны южных морей, а в 1405 году издал указ о снаряжении первой экспедиции китайского флота под руководством Чжэн Хэ. Назначение придворного евнуха руководством постройки флота, а затем управлением им было не случайным. Чжэн Хэ хоть и не являлся профессиональным моряком, но успел в качестве посла посетить Японию. Кроме того, как свидетельствуют хроники династии Мин, он оказался не только успешным дипломатом и полководцем, но и талантливым прорабом. Пока на верфи строились корабли, Чжэн Хэ формировал личный состав экспедиции. В нее вошли моряки, чиновники, дипломаты, переводчики, писцы, счетоводы, астрологи, священники, повара, доктора и даже проститутки. Среди моряков преобладали солдаты, лоцманы, рулевые, санитары, якорные рабочие, плотники-корабельщики, грузчики и лодочники-снабженцы. Грузовые суда, следовавшие за кораблями экспедиции, кроме фуража везли многочисленные подарки правителям будущих покоренных государств: шелк, атлас, фарфор керамику, драгоценности и лакированные изделия. Не смотря на то, что цель морских экспедиций Чжэн Хэ была мирным путем склонить открытые государства к подчинению китайскому императору, в экспедицию входили тысячи солдат, готовые по первому приказу силой заставить любого несговорчивого правителя к подчинению. Не будет преувеличением сказать, что флот Чжэн Хэ на момент его существования являлся крупнейшей морской армадой мира. В книге «Сиян цзи», что в переводе означает «Экспедиция в Западные моря» утверждается, что в армаду Чжэн Хэ входило до 300 кораблей, среди которых были: военные, десантные, корабли по обеспечению продовольствием и водой. Одним из бесспорных доказательств уникальных морских походов Чжэн Хэ могут служить морские карты адмирала, сохранившиеся до наших дней, благодаря включению в книгу Мао Юаньи – «Убэй чжи». Сегодня эти карты справедливо можно назвать самым ранним морским атласом, дожившим до наших дней. Из своих экспедиций Чжэн Хэ привозил ко двору императора порой крайне удивительные подарки. Среди них встречались леопарды, зебры, львы и даже жирафы! Морские походы Чжэн Хэ продолжались с 1405 года по 1430, после чего правители Китая решили не устраивать столь дорогих мероприятий к тому же легендарному адмиралу шел уже седьмой десяток лет. Умер Чжэн Хэ предположительно в 1433 году, однако на территории современного Китая его могилы нет. Прославленного адмирала, как настоящего моряка похоронили в море, а его надгробная плита в Нанкине, которую показывают туристам не более чем дань памяти великому человеку.

Дмитрий Соколов