Найти тему
записи Нарколога

Самодиагностика: выявляем признаки алкоголизма

Признаки алкоголизма
Признаки алкоголизма

Как понять, что у тебя или твоих близких алкоголизм? Во-первых, запомните, у него всего три стадии. Первая – начальная, через годик-два-три она переходит во вторую. Для нее характерна психическая зависимость, когда человек уже ждет выпивки. Только на горизонте замаячит вожделенная бутылочка – настроение сразу поднимается, возникает ощущение праздника, в кровь выбрасывается адреналин. Знакомо? Я вас расстрою: это состояние не является нормой, поскольку банальное, на первый взгляд, стремление расслабиться за рюмкой успело перерасти в нездоровое влечение к алкоголю. Выпил – хочется еще, а потом еще, и еще. Как правило, к наркологам не попадают пациенты с первой стадией. В принципе они ее очень быстро проскакивают, так что подобный диагноз я ставлю редко: может, один-два раза в месяц.

А вот со второй стадией все гораздо сложнее. Это уже истинный алкоголизм. Как ее обнаружить? В своей практике я всегда начинаю с социального статуса пациента. Нужно выяснить, в браке ли он, есть ли дети, работает или нет, лечился или игнорировал тревожные признаки. Чрезвычайно важно понять, кто перед тобой сидит. Далее начинаешь погружаться непосредственно в саму проблему: как человек употребляет спиртное и умеет ли останавливаться.

Например, здоровый мужчина, когда выпивает в компании, знает свою норму: с каждой рюмочкой он словно поднимается в гору, но его тормоза исправны, как говорят мои пациенты. Мы же, медики, так описываем этот механизм: функционируют все виды контроля (ситуационный, качественный и количественный). То есть человек опрокинул рюмку-другую, и на этом все: «Хватит, мужики, выпил, и достаточно. У меня дома семья, дети, дел по горло – нужна светлая голова». Тот же, кто страдает от алкогольной зависимости, плюнет на все факторы и понесется с горы, опустошая рюмку за рюмкой. Вот у него как раз тормоза и барахлят, если вообще работают. Запомните, мощное влечение к спиртному есть второй признак алкоголизма.

Упомяну еще один звоночек. Допустим, накануне вы хватили лишнего, наутро встали, что делать будете? Здорового человека от одного только вида спиртного станет мутить. Получается такая взаимосвязь: похмелье – употребление алкоголя – состояние ухудшается. Почему? Потому что у него отравление этиловым спиртом, соответственно, если он выпьет, отравление усугубится. Такой человек не будет опохмеляться – до обеда поваляется, и к вечеру его состояние худо-бедно нормализуется. При алкоголизме пациент, наоборот, утром принимает на грудь (это касается любого спиртного), и спустя буквально пять-десять минут ему становится лучше: настроение прёт в гору, тело расслабляется, возвращается аппетит. Отмечу, наркологу абсолютно все равно, кто к нему обратился: положение в обществе и деньги не имеют здесь совершенно никакого значения. Если у вас есть признаки второй стадии (отсутствие запоев здесь, кстати, тоже роли не играет), значит, получите свой диагноз. Честно и без прикрас, ведь с этой болезнью нельзя заигрывать. Повторяю, вторая стадия алкоголизма – это не то, как вы пьете, а то, как вы реагируете на алкоголь!

Теперь поговорим о запоях. Обычно человек себя оправдывает: «Подумаешь, пару дней попил. У меня стресс, между прочим, могу я расслабиться?!». Перепил, утром опохмелился, и вроде жизнь наладилась. Но это только разгон, спустя какое-то время схема расширится: перепил – опохмелился – отпустило – стало как-то нехорошо – опять выпил. Таким образом и формируются запои: постепенно один «загульный» день перерастает в четыре, а потом, глядишь, и в десять. У здоровых людей запоев просто не бывает.

Третий признак алкоголизма – это развитие абстинентного или похмельного синдрома, который характеризуется психофизиологическими изменениями. Сначала у человека наблюдаются нарушения сна, причем это состояние фиксируется у всех приходящих ко мне ребят. Выпивали на протяжении недели, к примеру, а потом отходят минимум два дня. Как раз во время «отходняка» сон становится каким-то странным: вроде спишь, но в то же время бодрствуешь. Сновидения тоже бредовые. Со временем такое состояние обернется тотальной бессонницей, когда не спишь по двое-трое суток. Так бывает не всегда, и все же поток людей с подобными жалобами в моей практике не иссякает. Вы даже не представляете, через какие мучения проходит человек с инсомнией. Стоит ему только закрыть глаза, он начинает падать в пропасть или тонуть, следом за горло хватают кошмары, он просыпается в холодном поту с единственной мыслью: «Хочу жить!». Скачки температуры (всю ночь то холодно, то жарко), внутренняя дрожь, когда «ливер дрожит», как выражаются мои пациенты, «игра пальчиков» – это все также относится к алкоголизму.

Если нуждаетесь в профессиональной наркологической помощи, то предлагаю ознакомиться с моей программой реабилитации.

При алкоголизме возникают нарушения психики: преобладают страх и пугливость. Они могут быть разными. После сорока лет, например, человека настигает так называемый сердечный страх – кардиофобия. У пациентов, которые страдают от похмельного синдрома, сердце начинает стучать так сильно, что выпрыгнуть грозится. Они требуют вызвать скорую – страшно, терпеть невмоготу. Но когда врачи меряют давление, все оказывается в норме, делают ЭКГ – тоже без особенностей. Поэтому «хмельным» колют транквилизатор, и пациент успокаивается, а пульс нормализуется. Или жена готовит обед, звякнула кастрюлей, а муж вдруг подскочил. Или дорогу перейти не в состоянии – человеку кажется, что все машины едут прямо на него. Или за руль сел (ведь несколько суток в завязке), а впереди гаишник, так у него от страха руки сводить начинает, и внутри все переворачивается. Вот это и есть сердечный страх.

Дальше – хуже. Когда алкоголизм уже разворачивается, пациента сваливают приступы с потерей сознания – алкогольная эпилепсия. Обычно эписиндром возникает на выходе из запойного состояния или на первые-третьи сутки, бывает, и через неделю. Человек просто падает и бьется в судорогах. Мне случалось сталкиваться с этим и в своем кабинете: зрелище отвратительное, я вам скажу, ибо кажется, что человек умирает. А потом он также неожиданно приходит в себя, озирается по сторонам и недоуменно спрашивает: «А чего вы все выстроились вокруг меня? Чё случилось-то?». Когда объясняешь этому горе-пациенту, что он сейчас чуть богу душу не отдал, так не верит же, потому что ничего не помнит. Отмечу, здоровый человек запоминает, что с ним произошло. Даже если «нечаянно перепивший» забывает о событиях, а такое случается, в его голове потихоньку начинают всплывать фрагменты воспоминаний. Особенно когда протрезвевшему рассказывают о том, что было.

Страшно? Дальше – еще хуже. К вышеуказанным состояниям прибавляются слуховые, зрительные и тактильные галлюцинации. Вот это уже алкоголизм в самом серьезном его проявлении. У этой группы фиксируются психические расстройства. К ним относится и агрессия, когда пьяный заводится с пол-оборота. Здесь тоже можно выделить уровни изменений. Первый я называю ванькой-встанькой. Заложил за воротник – забурлила энергия, и новоиспеченный «массовик-затейник» принимается доставать всех просьбами продолжить банкет и как следует повеселиться. Такой человек в состоянии алкогольного опьянения беспокойный, но при этом не агрессивный. Следующий уровень уже позлее. Такому человеку слово поперек скажешь – он станет ругаться, кричать, что-то доказывать. Здесь агрессивность словесная, но не физическая. А вот третий уровень уже связан с кулачными боями. Пьяный может ударить, унизить, толкнуть, причем не только собутыльника – родство и гендерная принадлежность здесь роли не играют. Это и есть серьезные изменения психики, о которых мы уже упоминали. В пьяном угаре человек перестает себя контролировать и может наворотить дел, а после ему словно память отшибает – сам не понимает, как мог такое сотворить.

Немаловажным является и пониженный фон настроения при похмельном синдроме. Появляются мысли о никчемности жизни, следом приходят суицидальные идеи. Взял покрепче напиток, чуть побольше выпил, раздул в голове обиду, потом взял веревку, встал на стул, и все – конец. Большинство суицидов совершается в состоянии алкогольного опьянения, ведь в трезвом уме этот человек так бы не поступил. Вот как уродует алкоголизм.

Переходим к следующему моменту – изменению социального статуса пациента. Его мы уже коснулись ранее. Когда алкоголизм прогрессирует по полной, ситуация в семье становится предразводной, думаю, это всем понятно. Обычно я спрашиваю именно супругу: «До развода у вас еще не дошло? А на улицу не выгоняли, даже заявления не подавали – все осталось на уровне «китайских предупреждений»?». Она отвечает: «Нет, я терплю. Говорю только, что это в последний раз». Но самое ужасное, когда у пациента наблюдается декомпенсация алкоголизма. Он теряет два якоря – семью и работу. У него прогрессирует слабоумие, он перестает анализировать, понимать многие вещи, ведь спиртное мозгов не добавляет. Полным ходом идет алкогольная анозогнозия – потеря критической оценки своего состояния. Если такому человеку сказать: «Брат, ты болен, тебе срочно нужна помощь», он встанет в позу и будет всячески отрицать проблему, которая очевидна для всех, кроме него. Типичные фразы пропойцы: «Да не пью я! Жена ушла? Так она меня достала, я сам с ней развелся! Безработный? Так полстраны не работают! Вещи пропиваю? Это мои вещи, что хочу с ними, то и делаю!». Такая она, третья стадия алкоголизма. Это уже психическая зависимость. Дверка закрыта, а вот бездна – открыта. Только дайте спиртного, а на остальное – плевать. В таких запущенных случаях человеку и нарколог не поможет. За эту черту нельзя выходить! Заметили первые, пусть даже небольшие, признаки алкоголизма – бегом к врачу. Чем раньше вы начнете работать с проблемой, тем эффективнее будет результат.