Кроме того, появление нового оборудования должно быть одобрено на общем собрании жильцов
В рамках пилотных проектов в российских городах устанавливают постаматы в подъездах жилых многоэтажек. Однако в перспективность и эффективность использования таких локаций верят далеко не все участники рынка.
История вопроса:
Так, например, Ozon, пока в рамках эксперимента, разместил постаматы в некоторых жилых комплексах Казани. В планах маркетплейса – масштабировать проект на другие регионы, сообщили «Логирусу».
– У клиентов появилась возможность получать свои онлайн-заказы, не покидая пределы собственного дома. При этом у постаматов очень простое и интуитивно понятное получение заказа – достаточно приложить штрихкод с телефона или ввести код, чтобы получить посылку за 10 секунд, – уверены в Ozon.
В Москве начали реализовывать проект «Московский постамат» с похожими параметрами. На первом этапе постаматы будут размещены в подъездах жилых домов и на придомовых территориях в Центральном, Юго-Восточном и Северо-Западном административных округах Москвы.
В компании в PickPoint не верят в перспективность подобного размещения постаматов, отмечая, что в рамках текущего законодательства установка оборудования в подъезде требует одобрения на общем собрании собственников жилья.
– При проведении общего собрания собственников жилья мы столкнулись с тем, что большинство жителей голосует против установки, поэтому в настоящее время постамат в подъезде – это редкость, – подчеркнули в PickPoint.
Для бизнеса установка постамата в подъездах также не несет положительного эффекта, уверены в PickPoint. Так как ограничение круга лиц, для которых предназначена доставка, только жильцами конкретного жилого комплекса, существенно снижает объем загрузки постамата, делая такую установку нерентабельной. По этим причинам установка постаматов в подъездах пока не пользуется широкой популярностью, подчеркнули в PickPoint.
– Мы решаем эту задачу, локализуя постаматы на территории жилых комплексов, в офисах управляющих компаний и рядом с торговыми точками, – поделились опытом в PickPoint.
Кроме того, при реализации проекта «Московский постамат» его инициаторы говорят о модели совместного использования оборудования, то есть о такой модели, при которой одним устройством могут пользоваться несколько компаний доставки.
– Идея совместного использования постаматов напрашивается уже несколько лет, – пояснили «Логирус» в PickPoint. – Новые игроки рынка 3-4 года назад начали устанавливать свои терминалы, используя адресную программу уже развитых сетей. В итоге сейчас существует пул точек с 4-6 постаматами. Это подрывает экономику точки выдачи, но пока достигнуть договоренностей игрокам не удается.
В Ozon пока не комментируют возможность эксплуатации постаматов компании по модели совместного использования. Сейчас около 40% оборудования Ozon управляется партнерами-фрайчайзи. И маркетплейс планирует и дальше предоставлять этот канал доставки партнерам.
– Модель очень простая – партнер, имеющий пункт выдачи заказов, берет под управление постаматы и устанавливает их в пределах своей охранной зоны. При этом он получает от нас вознаграждение 2,5% от оборота постамата, – пояснили в Ozon.
Напомним, согласно прогнозам Агентства инноваций Москвы, число постаматов в Московском регионе может вырасти к 2030 году почти в два раза: с 14 000 до 30 000 единиц. LR