Найти тему

Почему фантастика в кино такая? О первом фильме Путешествие на Луну

Плакат фильма
Плакат фильма

Раньше было лучше! Вот фантастику снимать могли! Правда? А давайте посмотрим с че все началось. Представьте: вы сегодня в старом кинотеатре, с пианистом по ту сторону экрана. На афише 1902 год, и это премьера первого научно-фантастического фильма «Путешествие на Луну» Жоржа Мельеса. Первые шаги в кино и массовой культуре фантастических историй. Невероятно популярный фильм своего времени, длинной почти 13 минут, заложил основы для фантастики на экране. Потом идеи менялись, передавая дух времени или служили подводкой к новой эпохе. Но визуальные элементы в кино так и останутся прежними.

Что здесь особенного? Сюжет простой и незамысловатый ученые на заседании совета решают, что необходимо полететь на Луну. Собирают космический корабль и улетают в космос. Планета оказалась обитаемой, здесь ученые встретили селенитов - местных жителей. Первый контакт с пришельцами прошел в духе «натуралисты 19 века встретили туземцев». И затем ученые улетели на Землю, их корабль булькнул в океан, но смог внезапно всплыть на поверхность, благодаря силе художественного допущения и сценария.

-2

А теперь по пунктам.

Ученые на консилиуме одеты в нелепые шляпы волшебников и мантии. Как если бы Гендальф стал завкафом и собрал коллег на конференцию. Здесь вполне обычные люди показаны геро из детских книжек. Вспомните ученого из «Ван Хельсинга» с нелепым прибором на голове. Вот плоть от плоти, кадр от кадра то самое кино.

Далее. Нам показывают как строят ракету. Строительство механизмов завораживает, особенно гигантских. И идею будут эксплуатировать потом регулярно. Сама стройка проходит на фоне рисованных декораций с индустриальным пейзажем. Логично, где еще строить ракету. Но там мог бы быть ангар. Или ее строительство не показали бы. Считается одними из первых индустриальных декораций. Трубы с дымом и механизмы так и закрепятся в искусстве фантастики.

Провожают экспедицию торжественно с громкими речами, важными персонами и парадом. Так провожали корабли в экспедиции или открывали спортивные соревнования в начале века, что добавляет фильму долю реализма.

Эпизод с высадкой на Луну. Внимание! На 6й минуте один из самых цитируемых кадров истории кино. Да, раз, ракета в глаз. Весело сударям и сударыням! Можно сказать по этому кадру фильм помнят.

Ученые встречают ксеносам. Для фильма нанимали профессиональных акробатов, которые играли население Луны, селенитов. Эти сцены вызывают стойкое ощущение балагана. Не современного цирка, когда надо долго учиться и получить диплом, а старого, со скоморохами на ярмарках. Для 1902 года они были повседневностью. Снято динамично, над костюмами и декорациями планеты тоже постарались.

Звезды и планеты здесь просто хуманизированы, и показаны как стройные девушки в струящихся платьях. Девушка на месяце это типичный прием театра и варьете в начале XX века. Зрелищность и красавица – еще одна рабочая формула массовой культуры.

-3

Возвращение. Посмотрели ученые на местный колорит и бухнулись обратно на Землю. В океан. Но нет, не утонули. Всплыли! Хеппи энд. Привет тебе, допущение. Космические корабли имеют свойство тонуть, тяжеловаты они для плаванья. Но допущение есть допущение. Режиссер не хоррор снимал. Так с ним в кино и живем. И в книгах. И во всем.

А теперь сделаем их, выводы. Серьезная идея (полет на другую планету), обычные люди в необычном виде (ученые на консилиуме), красочные костюмы, доля реализма, некто загадочный и необычный (ксеносы-селениты), интересный пейзаж, зрелищность и юмор.

Конечно, деталей в самом фильме можно выделить больше. И современный зритель стал более требовательным к постановке. Но в фильмах от Супермена до Стражей галактики мы видим всю туже основу элементов, как в коротком фильме 1902 года.

Читать паблик в ВК