В северной части Ростова-на-Дону, находится уникальный историко-архитектурный памятник-комплекс бывшего здесь когда-то монастыря Сурб-Хач., самое старое каменное здание нашего города Ростова. Церковь Святого Карапета была первой из всех ростовских церквей увенчана золотым крестом
14 ноября 1779 года Екатерина II издала Указ, разрешивший переселение в Приазовье значительных по численности групп христианского населения из Крыма. Это были армяне. Сделано это было, якобы, для того, чтобы защитить братьев-христиан от притеснений мусульманского населения Крымского ханства. Однако же ни один политический шаг (а особенно переселение тридцати тысяч человек за тридевять земель) не делается из доброты душевной. А делается он, как правило, из холодного расчёта, над которым усердствуют лучшие государственные умы. А расчёт был таков. Общество Крымского ханства было расслоено. Крестьянами и ремесленниками были в основном армяне, а крымские татары составляли другие классы, гораздо менее "трудящиеся". Лишив, по сути, презренное ханство рабочей силы, основы экономики, Екатерина II стремилась его ослабить, чтобы в дальнейшем ликвидировать турецкого вассала и аннексировать Крым. Что через три с половиной года и произошло.
Но вернёмся к нашим армянам. В 1779 году, забрав с собой всё ценное и дорогое, погрузившись на подводы, 30000 человек армянского населения полуострова снялось с насиженных мест и устремилось из солнечного плодородного Крыма, где растёт сладкий виноград, в промозглое Приазовье Российской Империи. Из-за неразворотливости и халатности имперской бюрократии их путь продолжался более полутора лет. На своём долгом, нелёгком пути анийской ветви армян пришлось оставить тысячи могил. В пункт назначения пришло менее 13 тысяч.
В 1781 году, измученные долгим переходом, армяне осели на донской земле, основав город Новый Нахичеван (позже Нахичевань-на-Дону, ныне в составе города Ростова-на-Дону) и несколько сёл (сейчас в составе Мясниковского района РО). И началась у этих людей совсем другая жизнь. Но памятуя о родном Крыме, об оставленных городах и сёлах, армяне увековечили крымский период своей истории в названиях вновь образованных населённых пунктов и новых церквей.
Ростов-на-Дону был основан более чем на тридцать лет ранее прихода сюда армян из Крыма. Однако самым старинным сохранившимся зданием современного города является именно армянская постройка — это церковь монастыря Сурб-Хач (Святой Крест). Монастырь основал архиепископ Иосиф Аргутинский (в миру князь Аргутинский-Долгорукий) ещё в 1783 году, возведение церкви начали в 1786-м. Дело происходило в семи километрах к северу от тогдашнего Нахичевана. Почему так далеко и почему именно здесь? Монахи, как известно, любят уединение. Видимо, поэтому монастырь решено было основать вдали от мирской суеты. Выбор места был обусловлен редкой для данной равнинной местности высотой. Ведь главный храм донских армян долженствует господствовать над окрестностью. А ещё (и это главное!) здесь бьёт родник, чистота и вкус воды которого в здешних местах столь же редки, как и возвышенность монастырского кургана. Строительство завершилось через 6 лет, в 1792-м. На территории монастырского комплекса были учреждены школа, библиотека, с 1790 по 1796 годы работала первая на Юге России типография. Храм Сурб-Хач строился в стиле классицизма с 1786 по 1792 год по проекту известного русского архитектора Ивана Старова, создателя Троицкого собора Александро-Невской лавры в Петербурге и Таврического дворца.
Стены церкви украшают снятые с армянских церквей Крыма и привезенные в монастырь на берегу Темерника 13 хачкаров, датированные XV, XVI веками и первой четвертью XVIII века.
В 1862 году оно было основательно перестроено. В настоящем здании нет ни крупицы армянской архитектуры. Стиль его более всего походит на византийский, но не соблюдается полностью. К Сурб-Хачу ведёт каменная лестница с лавочками для отдыха пожилых прихожан. Спустившись по ней от церкви вниз, можно попасть к святому источнику Салых-Су. На роднике сооружено строение, подобное часовне. В нём были установлены картины, перед которыми паломники зажигали свечу и молились. Сам родник образует купель и небольшой водоём, который здесь принято называть "маленьким морем". Но две сотни лет тому назад здесь не было никакого водоёма: с южной стороны от храма было ущелье, через которое был переброшен деревянный мост, ведущий в красивейший монастырский сад. Само святилище было удивительно богатым на святыни. Самой великой из них (которая и послужила основой строительства и нарекания) считался большой хачкар, который, как предполагается, был с анийцами ещё со времён исхода из Армении.
У стен Сурб-Хача захоронены знаменитости ушедшего времени. Это поэт, публицист и философ-материалист Микаэл Налбандян; классик армянской литературы, поэт-патриот Рафаэл Патканяни многие другие. Здесь же похоронены двое из настоятелей монастыря, архимандриты Арутюн Аламдарян и Адам Тёр-Никохосян, убитые разбойниками в монастыре.
Нужно отметить, что монастырь Сурб-Хач в XIX веке представлял собой великолепное место для нападения. Во-первых, своим уединённым положением (семь вёрст до города!), во-вторых, совершеннейшей непроглядностью местности из-за обилия зелени, в-третьих, множеством путей отхода. Но монастырь привлекал к себе внимание грабителей в первую очередь тем, что по расхожим предвзятым убеждениям располагал несметными богатствами. Да и монахи тогда пренебрегали средствами защиты, всё больше уповая на защиту Святого Креста.
Первой жертвой стал архимандрит Аламдарян в майскую субботу 1834 года. Выбив двери, запертые на одни лишь слабые засовы, семеро разбойников вошли в монастырские покои и приветствовали спящих выстрелом из пистолета. Потом всех связали и начали искать деньги. Всех, да не всех. Архимандрит Аламдарян вступил с разбойниками в неравный бой и одного даже "вырубил", но был смертельно ранен и через 15 дней скончался, проповедуя людям любовь и мир.
Разбойники же, не найдя денег, взяли шубы и ещё какие-то монашеские тряпки. Но тут же всё в ужасе побросали и дали оттуда дёру на трёх каретах. Почему? Потому что среди ночующихся в монастыре пребывал некто столяр Аветик. И перепугался он разбойников до такой степени, что спрятался в печи. Когда разбойники зашли в его комнату и не увидели хозяина сапог и одежды, подумали, что тот уже рванул за помощью. И обделались пуще столяра! Некоторых из этих персонажей полиция позже разыскала.
Архимандрит Тёр-Никохосян также погиб от рук грабителей и тоже ночью, но на полвека позже — во вторник 3 апреля 1888 года. Охочие до наживы несознательные граждане перерезали ему горло широким кухонным ножом. Товарищи эти найдены не были, но похищенные окровавленные деньги обнаружились бог знает где, у матушки одного из убийц.
После революции, в начале 1920-х годов, монастырь был закрыт. На его подворье разместился детский дом. Богослужения в церкви продолжались до 1931 года, после чего она была закрыта и передана местному совхозу под зернохранилище. А в 1935 году ударом молнии были разрушены колокольня и часть крыши храма. Постепенно все постройки монастыря, за исключением самого здания церкви, были разобраны. В середине 60-х годов XX века церковь настолько обветшала, что ее собирались снести. И снесли бы, но храм отстоял народный художник Армянской ССР Мартирос Сарьян — уроженец этих мест. В 1968–1972 годах церковь была восстановлена, и в ней открыли Музей русско-армянской дружбы.
В символике хачкара объединены солнце и крест, что говорит о его древности. Сам хачкар сделан из базальта. В верхней части камня на лицевой стороне – розетка, изображающая солнце как символ вечной жизни, и крупный крест под ней. В XI –XIII веках жители средневековой столицы царства Багратидов города Ани (предки донских армян), гонимые турками-сельджуками, а затем монголами-татарами, покинув свой город, вывезли с собой этот хачкар, который почитался как самая драгоценная реликвия в крымском монастыре Сурб Хач. С 1385 года пять веков он хранился в нём. После переселения крымских армян на донскую землю хачкар стал основной реликвией монастыря Сурб Хач. Как уже было сказано, считается, что хачкар был изготовлен в IV-VI веках. О нём сложено немало легенд, ему приписывается божественная сила исцеления, исполнения желаний. Мой дядя, донской армянин, известный в Армении поэт Людвиг Дурьян написал о хачкаре монастыря Сурб Хач:
…И вот уже хачкар-святыня,
Невольник путников-армян,
Седою окружен полынью,
Глядится в тихий вольный Дон,
И город Нор-Нахичеван.
В 1924 году монастырь Сурб Хач был закрыт. Хачкар же перевезён и установлен в кладбищенской церкви Сурб Карапет на армянском кладбище, что на 10-й линии города Ростова – на - Дону. Лишь в начале девяностых годов конца двадцатого века хачкар вновь обрёл прежнее место в храме монастыря Сурб Хач.
В недавно изданной книге «Сурб Хач. Святой Крест донского армянства» под редакцией Н.В Мирзабековой приведены любопытные факты из истории монастыря, в том числе и знаменитого хачкара. Оказывается, что ещё краевед Хачерес Поркшеян в 1960-е годы рассказал в одной из своих публикаций бытовавшую среди нахичеванцев легенду о происхождении хачкара Сурб Хача. Ещё при жизни Иисуса Христа в I веке армяне из Ширака ( сейчас Нахичеван в Азербайджане) послали к Спасителю людей с просьбой прислать к ним своих учеников, чтобы те укрепили их в вере. Просьба была исполнена. Действительно апостолы Фаддей и Варфоломей пришли на армянскую землю. По легенде они освятили этот хачкар, назвав его Сурб Хач (Святой Крест). Эта же легенда описана в книге «Путешествие в Польшу и другие местности, обитаемые армянами, потомками жителей города Ани» Минасом Бжишкяном (Минас Медици), изданной впервые в Венеции 1830 году. По описаниям, речь идёт о хачкаре, хранящемся в ростовском Сурб Хаче.
Насколько верна эта легенда, трудно сказать, но в древности хачкара сомневаться не приходится. Современные исследователи считают, что этот камень - крест IV-VI веков. В любом случае этому хачкару столько же лет, сколько армяне исповедуют христианскую религию. Этот хачкар – самое дорогое, что есть у донских армян!