Для души и ради удовольствия, конечно, можно выбрать любую модель Ульяновского завода, которая вам больше нравится. Но если вы хотите результативных стартов на любительских и спортивных соревнованиях – стоит обратиться к проверенным моделям и их конфигурациям.
ГАЗ-69 (УАЗ-69) производился с 1953 по 1973 год, причём до 1956 года на Горьковском автозаводе, а потом производство было полностью передано в Ульяновск.
Легендарный как вкус мороженого в детстве, брутальный как Джеймс Бонд и до сих пор стильный как… как ГАЗ 69. По тактико-техническим характеристикам он чертовски похож на УАЗы и точно понравится любителям ретро стиля.
Стоковый вариант мы не рассматриваем, уж больно он неспешен, хотя и в таком виде может дать жару и удивить многих, чего только стоит могучее понижение в раздатке. Однако для реальной конкуренции на современных трофи-рейдах его нужно взбодрить и мы сейчас поговорим как это сделать.
Сразу оговорюсь – сегодня мы рассматриваем только официальные соревнования, где к машинам предъявляются «Технические требования к автомобилям для трофи-рейдов» утверждённые Советом Российской автомобильной федерации по спорту. А это значит, что есть ряд ограничений на установку узлов и агрегатов. Но, поверьте, даже имеющиеся допуски позволяют построить весьма достойный спортивный аппарат. Более того, машины на базе ГАЗ-69 неоднократно поднимались на подиум Чемпионата России по трофи-рейдам в категории ТР1.
Сколько умельцев – столько и вариантов тюнинга, и нет двух одинаковых спортивных машин, однако есть проверенные годами базовые решения, которые я и предлагаю вам в этой статье. Под какие категории стоит готовить Козлика. Ну глобально-то под любые, но максимальную конкуренцию он окажет в младших безлебедочных категориях и ТР1. Далее начинается монстростроительство, для которого лучше подойдут другие заготовки.
Двигатель
Наиболее актуальным будет инжекторный ЗМЗ 409 в версии «Евро-0». Даже без доработок он помчит ваш Газончик вперёд с невиданной до этого стремительностью. А если ещё немного поработать над выхлопом и прошивкой программы управления двигателем – вопросы от зрителей «а что у вас такое под капотом» вам обеспечены.
Трансмиссия
Родная трёхступенчатая коробка переключения передач, конечно, слишком архаична. Ставим четырёхступенчатую от УАЗа, тем более с 409 двигателем она сочетается без переделок.
Раздаточная коробка, на удивление, и в стоке у ГАЗ-69 очень неплоха! Сравните 1:2.78 против 1:1.94 на обычном УАЗе. Но если вы ставите 33-х дюймовые колёса – вам всё-таки понадобится дополнительное понижение для того, чтобы не перегружать сцепление и иметь паровозный запас тяги.
Проверенный вариант – ставим РК от УАЗ 469 (и иже с ним) и в неё шестерни с дополнительным понижением. Перебарщивать не стоит, мы ж не поля пашем, поэтому 1:3.3 – будет вполне достаточно.
Максимально реализовать проходимость поможет замена мостов на так называемые «военные», то есть мосты с бортовыми редукторами. Они тяжелее, но увеличивают клиренс и само «яблоко» моста более плоское и меньше стремиться зацепиться за всё что попадает под машину.
Вопрос по мостам очень спорный, есть поклонники «спайсеров». У этих мостов есть свои плюсы: легче, ремонтопригоднее, меньше запчастей и они дешевле. Так что выбирать в итоге вам, но для справки скажу, что машины, которые побеждали на Чемпионате – были на «военных» мостах.
А в мосты нам понадобятся блокировки. Всякие мне пришлось повидать на своём веку, но лучше принудительных с пневматическим включением – я пока не встречал. Вариантов производителей несколько, выбирайте по финансовым возможностям и вере в качество.
Тормоза
ГАЗ-69 в принципе тормозить своими барабанами может… а кто-то ещё и скажет, что в болоте тормозить вовсе не обязательно. Однако, в последние годы скорости на внедорожных гонках так выросли, что на перегонах приближаются к раллийным. Кроме того, у нас уже мощный двигатель, машина может неплохо ускоряться и её надо так же быстро остановить при необходимости. Так что модернизация до дисковых тормозов лишней не будет.
Рама
Вы удивитесь, но для компоновки такого количества агрегатов от обычного УАЗа, лучше всего подойдёт… барабанная дробь… рама от УАЗа! Впрочем, умельцы могут доработать и то что есть, нужен сварочный аппарат, болгарка и мешок терпения.
Подвеска
Всё зависит от вашего стиля езды и стоящих задач. Для начала можно обойтись тем, что есть, а уже потом погрузиться в прекрасный, загадочный мир амортизаторов и пружин с разной жёсткостью.
Остальное
Лебёдка, каркас безопасности, спортивные сиденья, компрессоры, колёса и прочее дополнительное и немаловажное – всё это темы для отдельных статей. Выбирайте по возможностям, прислушивайтесь к рекомендациям тех, кто уже выступает. Благо сейчас открытой информации в интернете очень много.
Вы можете спросить, что за омлет мы получили? Что в итоге остаётся от ГАЗ-69?!
Конечно, после всех этих переделок от УАЗ Хантер с такими же переделками наш ГАЗ будет отличаться… примерно ничем, кроме внешности и эргономики в салоне. Та же рама, схожий вес, агрегаты и вовсе одни и те же. Но у нас остаётся уникальный дизайн, впечатляющий вид, особенно на зубастой экстремальной резине. Крепкий кузов из металлического металла… а не всего вот этого… что сейчас выпускают с заводов.
Решать вам, мне "Газончик" очень нравятся! Есть в нём какая-то… душа.
Выбирайте то, что нравится, но главное – участвуйте и побеждайте!