“Перестройка” в стране Советов, затеянная Михаилом Горбачёвым день за днём перетряхивала основы советского общества. Всё вставало с ног на голову и наоборот, говоря уголовным языком – многие, в то время, меняли масть. Это касалось и культуры в целом, и музыки в частности.
Как пел бородатый паренёк, ещё вчера грустивший с аккордеоном у пруда, а с началом “Гласности” вставший на путь борьбы с кровавыми коммуняками: обрядился в демократа брежневский пират, комсомольская бригада назвалась программой “Взгляд” – Метаморфозы…
Так вот и набившие оскомину советским меломанам многочисленные коллективы вокально инструментальных ансамблей, ещё вчера, певшие про любовь, комсомол и весну, с первыми веяниями “Перестройки” начали перековываться - кто во что горазд. Кто в панк-рок, кто в хэви-металл.
Так, державший нос по ветру, директор ВИА “Поющие сердца” Виктор Викштейн в 1985 году решает на базе своего коллектива создать хэви-металл группу, решив, что это должно быть ближе тогдашней советской молодёжи, чем песни про комсомол и шумящие тополя. И он оказался бесконечно прав…
Игравшие в “Поющих сердцах” Владимир Холстинин и Алик Грановский, с отмашки Викштейна приступили к формированию нового коллектива, ориентированного на хэви-металл.
Название придумал Холстинин. Новоиспечённый коллектив был окрещён им “Ария”.
На роль вокалиста пробовался, мало известный тогда, Николай Носков, но его кандидатура была отклонена в пользу вокалиста ВИА “Лейся песня” Валерия Кипелова.
Вскоре Носков станет фронтменом группы “Парк Горького”. На место ударника будет решено взять Александра Львова, который трудился в “Поющих сердцах” звукорежиссером, позже он также пополнит состав “Горького Парка”. Так же на клавиши был взят бэк-вокалист того же ВИА Кирилл Покровский.
Таким составом записывается первый альбом “Мания величия”, 31 октября 1985 года, что и является официальной датой основания коллектива.
Альбом получился несколько неровным, но на котором всё же было несколько хитов таких, как боевик “Тореро”. Автором всего музыкального материала являлся Владимир Холстинин, аранжировками занимался Алик Грановский.
На этом альбоме, ещё хорошо слышно, как парни из вокально инструментального ансамбля пытаются делать металл в стиле “Iron Maiden”.
Вскоре в 1986 году к коллективу присоединяется гитарист Андрей Большаков у которого был свой музыкальный материал, отличный от того, что делал Холстинин.
Следующий альбом “С кем ты?” записывается и выпускается в том же 1986 году и становится камнем преткновения между Холстининым и Большаковым. Весь материал альбома был написан тандемом Большаков-Грановский на стихи поэта Александра Елина. Работа Холстинина на альбоме была сведена к минимуму – записи партий соло гитары.
Это было идейное противостояние раскалявшее коллектив изнутри. Грубо говоря Холстинин тяготел к музыке в стиле “Iron Maiden” а Большаков делал материал в стиле “Judas Priest”, но это конечно невероятно упрощённый вариант их противостояния. Тем не менее группа давала успешные концерты по всему Союзу. Такие боевики как “Воля и Разум”, “Тореро” и “Игры не для нас” знал каждый подросток в проклёпанной железом косухе или джинсовке.
Однако помимо внутригруппового конфликта назрел и внешний конфликт с руководителем коллектива Викштейном. Несмотря на “Перестройку”, советская эстрадная система не позволяла развернуться рок-музыке в полный оборот и поэтому гастроли “Арии” проходили под прикрытием выступлений всё тех же “Поющих сердец”, где солировала Антонина Жмакова.
Первым отделением шла Жмакова и “Сердца” , а вторым уже “Ария”. Это сильно нервировало участников группы. Ну и конечно же ещё одним камнем преткновения стали деньги. Куда же без них! Марионетки решили выйти из повиновения и забирать все деньги себе, а не отдавать их Карабасу Барабасу. Так в декабре 1986 года Грановский, Большаков, Покровский и ударник Молчанов заявляют о своём решении покинуть коллектив. И так внутренний конфликт наложился на внешний и произошёл взрыв, родивший две супергруппы отечественного металла – “Арию” и “Мастера”.
Холстинин, имея конфликт с Большаковым отказался уходить из “Арии”, Кипелов вроде как тоже решивший поддержать уход из коллектива, узнав позицию Холстинина, в последний момент, переобувается и решает остаться в “Арии”. Ушедшие музыканты создают, как уже говорилось группу “Мастер”, приглашают на вокал Михаила Серышева, записывают одноимённый альбом, в который также вошли хиты, которые Большаков уходя из “Арии” прихватил с собой.
В “Арию” пришли новые музыканты: Виталий Дубинин, Максим Удалов и Сергей Маврин. Складывается вполне успешный творческий тандем Дубинин-Холстинин, который начинает писать песни на стихи Маргариты Пушкиной. Надо сказать, что этот творческий союз действует и по сей день.
В 1987 году в обновлённом составе выходит один из мощнейших альбомов коллектива “Герой асфальта”, который будет уже выпущен фирмой “Мелодия”.
Раскол “Арии” в 1986 году дал два коллектива, которые в равной степени жизнеспособны и сегодня. Конечно время их хорошенько перетрясло и нет уже той былой мощи ни у “Арии”, ни у “Мастера”, в котором от мятежного состава, покинувшего некогда “Арийский” корабль остался только бессменный лидер и выдающийся бас-гитарист Алик Грановский.
“Ария” перенесёт ещё несколько болезненных расколов, но выживет. Даже тогда, когда коллектив покинет Кипелов, так же рассорившись из-за денег со своими собратьями по металлу, уйдя на вольные хлеба, где и трудиться, с равной степенью успеха, и по сей день.
С Кипеловым история вообще-то смешная, получается. Из “Арии” он уходил два раза. Первый раз ещё с Грановским и Большаковым. Второй раз с Мавриным в 1995 году и прибился во всё тот же “Мастер”, но всё-таки и тогда решил вернуться к “Арийцам”. Однако в 2002 году Кипелов покинет “Арию” уже насовсем.