Найти тему
записи Нарколога

Как бросить пить?

Бросить пить - легко!
Бросить пить - легко!

Чтобы бросить пить, нужно понять и принять две вещи. Первое – отдайте себе отчет, больны ли вы. Допустим, ответ «да», значит, болезнь рано или поздно вас убьет, ибо она неизлечима – это второй момент. Да, да, вылечить алкоголизм не представляется возможным. Впрочем, это касается всех наркологических заболеваний. Сами подумайте, как научить пьющего человека пить, но по чуть-чуть? Дело не выгорит, во всяком случае, в наших с вами реалиях.

У всех, кто страдает алкоголизмом, сломан механизм контроля над спиртным: он либо пьет, либо не пьет, а доза – всего лишь пусковой механизм. Таким людям на протяжении всей жизни категорически запрещается даже пробовать алкоголь! Или возьмем курящего: двадцать лет в завязке, потом вдруг машину разбил – его аж трясет от стресса, – а неподалеку как раз мужики курят, он к ним подходит: «Дайте затянуться». В итоге две затяжки сделал, и все, понеслась – через неделю сидит уже на пачке сигарет. Что, хотите сказать, не знали этого? Тот же наркоман, который держится много лет. Нюхнул кокаина разок («никто ведь не узнает» – известная ловушка), кайф поймал, а потом еще разок захотелось. Здесь не может быть золотой середины: либо употребляешь, либо совсем не употребляешь – и точка. А то начинается: «Да ладно, я же немножко, запоя-то не будет, я себя контролирую!» – вот так человека переклинивает, и он снова оказывается в паутине зависимости.

Если нуждаетесь в профессиональной наркологической помощи, предлагаю ознакомиться с моей программой реабилитации.

Сначала определитесь: у вас злоупотребление или алкоголизм. Для справки, выделяют всего три стадии алкоголизма: начальная (самая коротенькая по времени, проходит довольно быстро), основная – здравствуй, похмельный синдром (может тянуться от пяти до тридцати лет, и то, если доживешь, что бывает крайне редко) и заключительная – это запои, при которых наблюдаются признаки деградации личности. Так что если вы просто лишнего себе позволяете, какое-то время сможете потерпеть и, возможно, соскочить, а вот с алкоголизмом уже другая история.

Например, когда ко мне приходит человек, я с чего начинаю? В первую очередь смотрю его социальный статус, уточняю информацию при помощи вопросов: «Вы работаете? Сколько вам лет? А дети есть?». Если он отвечает: «Есть», тогда спрашиваю: «Мальчик или девочка, сколько лет?». И вот здесь пациент, страдающий алкоголизмом, обычно проседает. Когда отец не знает возраста собственного ребенка, какой вывод напрашивается? Он не занимается семьей. Это и есть одна из составляющих социального статуса. Постепенно, от вопроса к вопросу, передо мной начинает вырисовываться картинка, кто именно ко мне обратился. Допустим, в кресле сидит социально адаптированный мужчина, не пьянь, под заборами он не валяется, соответственно, фокус моего внимания переключается на его алкогольные проблемы. В этот момент важно выяснить:

  • как он выпивает;
  • есть ли какое-нибудь лечение, если да, то какое;
  • если выпил рюмку, он останавливается, или это только так, «для начала», а потом как большегрузный автомобиль на горной дороге – без тормозов и до упора;
  • утром встал – как-то плоховато, а если выпить, ему становится лучше, хуже или вообще без изменений?;
  • настал момент «отходняка», как меняется самочувствие? Важна именно структура, потому что если у человека зависимость, у него диагностируется так называемый синдром отмены.

Запомните, диагноз «алкоголизм» может поставить только врач, он же вам и объяснит, что к чему. В таких случаях смотришь пациенту прямо в глаза и четко проговариваешь: «У вас проблема». Я, к примеру, обязательно интересуюсь: «Как вы сами считаете, есть у вас проблемы с алкоголем или нет?». Кто-то это подтверждает, кто-то говорит «не знаю», а кто-то, наоборот, все отрицает, считая себя совершенно здоровым. И вот когда говоришь этому «здоровому» человеку: «Извини, друг, но у тебя вторая стадия алкоголизма», выражение его лица тут же меняется. Далее внятно объясняешь пациенту, почему поставлен такой диагноз: здесь и влечение к алкогольным напиткам, и форма употребления, вплоть до запоев, и абстинентный синдром (не пьешь – чувствуешь себя паршиво).

Поймите, это состояние не будет топтаться на месте, оно примется набирать обороты. Так, плохой сон превратится в бессонницу, и спать уже не будешь по двое-трое суток; тревожные сны обернутся кошмарами, от которых кровь стынет в жилах. Если не остановитесь, то, вполне вероятно, вас навестит и белая горячка – алкогольные психозы, когда у пациента наблюдаются слуховые, зрительные и тактильные галлюцинации. Еще любителей алкоголя может «хватить кондратий», иными словами – настигнет алкогольная эпилепсия (человек падает и бьется в судорогах по пять-десять минут). Только после таких красноречивых разъяснений пациент начинает по-другому смотреть на проблему. Он перестает, наконец, считать свою «безобидную» привычку психологической зависимостью, начиная видеть в ней реальную болезнь. Как нарколог (а наркология – это раздел психиатрии, если кто-то не знает) я скажу без обиняков: это психическое заболевание, даже душевное, его еще называют расстройством влечений.

Вообще людей, страдающих алкоголизмом, можно разделить на две группы. К первой относятся пациенты, которые самостоятельно решают завязать, потому что они, грубо говоря, свое отпили. У человека внутри вдруг что-то перещёлкивает и со словами: «Да пошли вы все, не буду я больше пить – хватит с меня!» он избавляется от зависимости. Я таких людей знаю, их, конечно, мало, но они есть. Во вторую группу входят те, кто обращается к нам, врачам, по зову души, потому что без помощи специалиста им с собой уже не совладать.

Повторюсь, если пациент не осознает, что алкоголизм – неизлечимая болезнь, он никогда не справится с пагубным пристрастием. Это я как врач с сорокалетним стажем говорю. Давайте проведем параллель с сахарным диабетом. Допустим, человек не понимает всей опасности заболевания и продолжает налегать на сахар, даже вкалывая инсулин. Чем все закончится? Смертью, разумеется. Или если гипертонику не объяснить, почему надо пить таблетки и перестать есть соленое, долго он не проживет. С алкоголиками действует тот же принцип. Правда, тут вас поджидает опасность: врач может оказаться плохим. Ориентируйтесь на качество консультации. Когда специалист устало машет рукой, мол, да бросьте вы, ну есть проблема, да, так я вам сейчас укольчик сделаю, и всего делов, то это плохой специалист, еще и ленивый к тому же. Я и таких повстречал в своей практике, увы.

Даже предварительный диагноз должен быть поставлен! Докапывайтесь до сути, узнавайте, что с вами, есть ли алкоголизм и в какой стадии. Если диагноз все-таки поставлен, просите подробных объяснений: с чего это вас в алкоголики записали, есть же объективная причина. Найдете в себе силы на честный и открытый разговор с собой или наркологом, примете базовые вещи, о которых мы говорили, – вы легко бросите пить. В конце концов, скажите себе: «Да вылакал я уже эту цистерну, причем и за себя, и за того парня – достаточно. Я просто хочу жить!». Только так вы сможете создать фундамент для долгосрочных ремиссий. Запомните, настоящая работа начинается в тот момент, когда приходит глубинное осознание проблемы.