42 подписчика

Лариса М. Заметки о былом и настоящем. (часть 53)

Новосибирский Оперный...

Новосибирский Оперный...

Знаменитый когда-то театр, открытый после Дня Победы 1945-го года, тогда самый большой театр в стране, громадный расписной купол над зрительным залом, полукруг античных скульптур на фоне тёмно-красного бархата за спинами зрителей третьего яруса, огромная сверкающая хрустальными подвесками люстра над партером, лабиринты лесенок, ведущих к зрительским местам на ярусах и бельэтаже.

Это фрагмент потолка, раньше он был гораздо красивее, там тоже были нарисованы античные мифологические фигуры, полуобнажённые и задрапированные причудливыми складками тканей.
Это фрагмент потолка, раньше он был гораздо красивее, там тоже были нарисованы античные мифологические фигуры, полуобнажённые и задрапированные причудливыми складками тканей.

Я впервые побывала там школьницей со своим классом. Естественно, зимой. Что мы смотрели или слушали, не помню. Пройдя под колоннами, с независимым лицом ( подумаешь - событие, да я каждую неделю тут бываю... ) предъявив билеты контролёршам в дверях, вступаем в огромный вестибюль, справа и слева - раздевалки. Но в этом вестибюле холодно, двери-то почти всё время открываются. Проходим дальше, в следующий вестибюль, полукругом опоясывающий зрительный зал, там тоже есть отдельные маленькие раздевалочки, а главное - несколько закутков со шторами (конечно, из тяжёлого красного бархата!), где можно стащить с себя (пардон!) тёплые рейтузы и валенки и надеть заледенелые туфли, которые принесли с собой в сумке. Сумку заполняем снятой амуницией, шапку -туда же, сдаём в гардероб. В гардеробе можно взять напрокат театральный бинокль, в залог оставив номерок и получив бумажку с номером бинокля. Тут уже получаешь преимущество - после спектакля получить одежду без очереди. В вестибюле прогуливаются нарядные зрители, мы тоже присоединяемся к этой "демонстрации", попутно разыскивая по табличкам ближайший вход к нашим местам.

Звучат звонки... первый... второй... третий... Мы уже давно сидим на своём третьем ярусе. Гаснут бра на стенах, и медленно-медленно тускнеет свет центральной люстры. В оркестровую яму (её хорошо видно сверху) быстро входит дирижёр, раскланивается в ответ на аплодисменты, поворачивается лицом к оркестру, поднимает палочку и начинается увертюра! Скажу честно, мне она кажется излишне длинной, хочется скорее увидеть, что там, за занавесом. Наконец, он раздвигается и начинается волшебство. Ярко освещены декорации на громадной сцене. Театральные художники тогда были мастерами своего дела. Если это замок, лес или скалы, то верилось, что это так и есть. Не помню свой первый спектакль, после я много раз бывала в Оперном, и каждый раз это был праздник.

Сейчас почему-то вспомнился балет на музыку "Болеро" Равеля. На мой взгляд ( я не меломан, не судите строго) музыка довольно однообразная, но, глядя на эти испанские танцы и постоянно меняющиеся потрясающие костюмы балерин, забываешь обо всём вокруг. По нынешним меркам это был очень богатый (затратный) спектакль, сейчас он вряд ли окупился бы. Нынешний принцип - минимум затрат и максимум прибыли себе в карман.

И вот, через много-много лет неожиданно мне довелось опять пойти в наш Оперный на "Пиковую даму". Многое там теперь удивляет, отстала я от современной жизни, и не нравится она мне. Декораций - минимум. Никакой торжественности от присутствия в "храме искусства", все носятся, как угорелые, и стараются успеть "сфотаться" в разных ракурсах. Справедливости ради должна сознаться, у нас тоже был фотоаппарат и в антракте мы попросили соседку сфотографировать нас на память.

Новосибирский Оперный...-3

Одет народ, в основном, так же, как ходит в супермаркет. Какие там туфли, о чём вы!? Все в зимних сапогах и галдят, как на базаре (надо же за свои деньги получить максимум услуг!) "Белой вороной" выглядела единственная дама в длинном вечернем платье, вошедшая в партер в сопровождении пожилого кавалера.

Так же, как раньше, начала гаснуть люстра, и вдруг раздаётся торжественный голос диктора, напоминающий уважаемым зрителям о просьбе выключить мобильные телефоны. Выключили, но не все. Во время действия то тут, то там вспыхивали огоньки, спасибо, что не было звонков. Ну их можно понять, бизнес - это святое.

Зато артисты меня не разочаровали, пели они прекрасно, голоса замечательные! Но.., по давней традиции, Лиза была примерно 56-го размера, а у Германа, видимо, болела нога, он прихрамывал и при каждом удобном случае старался куда-нибудь сесть. По комплекции он соответствовал партнёрше, контраста особого не было. Мне почему-то было их очень жалко, пожилые люди вынуждены зарабатывать на жизнь... Но повторяю, пели они замечательно.

Больше я туда не хочу. Думаю, никто не будет этим особо огорчён, так что совесть моя чиста...