Серию документальных фильмов Дмитрия Васюкова "Счастливые люди" можно смело назвать феноменом. На ютубе серия, посвящённая поморам набрала 17 000 000 просмотров. Также хитом стал "Енисей", у него просмотров под 13 000 000. Мне не раз приходилось задумываться, почему я столько раз пересматривал эти фильмы. Лучшей отдушины сложно найти. В то же время было ясно, что причина куда глубже, нежели желание отдохнуть. Полагаю, она роднит меня с большинством зрителей, пересматривающих эти документалки.
Магическая притягательность фильмов Дмитрия Васюкова скрыта в желании убежать от государства. Поскольку предыдущий тезис звучит провокационно, его следует понять правильно. Герои сериала "Счастливые люди" по сути потомки тех, кто в свое время уходил от государства, двигаясь с европейской части России на восток. Движение было и на север. Тут речь идёт как раз о поморах, преимущественно живущих на берегу Белого моря. Люди уходили в те места, где государство доставало их с трудом. Складывались общины, которые за свою относительную независимость расплачивались постоянной борьбой с суровым климатом.
Упомянутую независимость вполне можно назвать волей, тем чисто русским понятием, что с трудом переводится на иностранные языки. Воля - вековая ценность российского народа, заключающая в себе нравственный стержень. Для выживания в тяжёлых природных условиях веками выработался набор правил, которые так или иначе сводятся под знаменатель совести. Это способствовало укоренению православия, не приемлющего формального подхода к христианским ценностям. Возникновение первого и главного социалистического государства также объясняется менталитетом народов России. Большевики были приняты большинством населения, поскольку то имело опыт бегства от государства, как от воли господствующего класса. Кроме того социалистическое государство спросило с народа то, что тому было естественно отдавать, а именно труд и коллективизм. В распоряжении жителей России изначально была земля, которая обязывала трудиться сообща. Не случайно границы СССР почти совпали с границами Российской Империи. Это обуславливалось не только геополитическими раскладами, но и общим культурным кодом народов, населяющих обширные территории. Единый культурный код проистекает всё из той же необходимости выживать в суровом климате. Для наглядности и лучшего понимания можно рассмотреть Европу с обратной ситуацией. В её случае мы имеем аномальную зону с благоприятными условиями проживания. Во многом поэтому европейская история - это череда бесконечных войн. Жёсткая система отбора с одной стороны привела к тому, что европейцы исчерпали все ресурсы своей земли, с другой стороны они стали флагманами мирового развития и перешли к колонизации. В случае России разговор о колонизации не стоит в принципе. Народу с трудом выживающему на собственной территории не до колонизирования соседей, которым самим не легче. Когда сегодня Коллективный Запад разгоняет идею на счёт "деколонизации России", то россияне её воспринимают чистым бредом. При том она одинаково бредова, как для русского, так и для тувинца, казаха, таджика или якута. Все мы схожи, благодаря выработанному нравственному стержню, который внутри себя подразумевает право на волю. У европейцев нет этого права на волю. Вместо него есть привычка подчинения силе. Когда Европа шла на Россию с войной, то всякий раз натыкалась на несокрушимое российское право на волю. Ради него наши люди бились, не жалея себя. Опять же добавляем сюда ценность труда и коллективизма и получаем более-менее внятное понимание российского патриотизма.
На самом высоком уровне уже звучало про патриотизм, как национальную идею. Также мы много слышали про "скрепы", "глубинный народ". Всё это, конечно, красивые слова. На мой взгляд, вес они получат, когда вслед за ними большинству станет понятна реальная механика нашего единения. Возможно, российским идеологам было бы полезно копать в данном направлении. Ну и заодно почаще пересматривать фильм Дмитрия Васюкова "Счастливые люди". Вдохновляет.