ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕГО ВОСТОКА – ВЗГЛЯД ЧЕРЕЗ ВЕКА

Основная причина, по которой человек занимается самопознанием, заключается в желании найти смысл жизни и понять о своем предназначении на Земле. С древних времен люди стремятся найти экзистенциальные ответы на вопросы: Кто я? Откуда я пришел? Для чего я прохожу жизненный путь? Что будет после? Если удается найти ответы хотя бы на часть этих вопросов, жизнь наполняется смыслом.

Ключ к счастью находится во внутреннем поиске, который выводит нас за границы ограничений, наложенных материальным миром, соперничеством, конфликтами, привязанностями, страхами, преследующими людей в западном обществе. Но стоит обратиться к философии Востока, чтобы познать суть духовности и внутренней безмятежности, в которых мы так сильно нуждаемся. Великие философские учения, такие как даосизм, буддизм, синтоизм, дзен, индуизм приглашают нас вернуться к нашим истокам, обнажить свои настоящие чувства, преодолеть ограничения, наложенные умом и психикой, чтобы достичь освобождения от уз, которым мы вынуждены подчиняться.

В наше время, когда темп жизни ускоряется, обостряются кризисы и обнажаются проблемы, когда люди бросаются в отчаянную борьбу за занятость, экономическое и социальное выживание – все это вызывает напряжения в нашей психике. Поэтому философские учения Востока актуальны до сих пор. И все больше людей начинает изучать трактаты древневосточных философов, чтобы познать дзен. Несомненно, Восток до сих пор остается мистической страной, чьи традиции оказывают нам большую помощь. Это знание помогает нам жить и путешествовать по пути, который ведет нас к подлинной мудрости, пробуждению сознания и просветлению

Зарождение восточной философии в Древнем Китае

Во время рассвета древнегреческой философии на другом конце земного шара зародилось другое мировоззрение. В отличие от светских западных учений философия Древнего Востока тесно переплеталась с местными религиозными традициями: буддизмом, индуизмом, конфуцианством и даосизмом. Не будучи изолированными, многие философские течения зарождались в небольших районах Азии и быстро становились популярными за тысячи миль вокруг. И хотя основы восточной философии больше относились к религии, древние мыслители внесли существенный вклад в развитие логики, метафизики, этики и эпистемологии.

Первые философские мысли зародились в Древнем Китае примерно в 7 веке до н.э. во времена династии Западный Чжоу и в последующие периоды после ее падения, когда процветали «Сто школ размышлений». Научное сообщество той поры составляли ученые, которые путешествовали по стране, принимали участие в решении государственных вопросов по управлению, ведению мирных переговоров и урегулированию военных конфликтов.

В Книге Хань указывается 10 важных философских течений:

  • Конфуцианство, которое учит, что человеческие существа обучаемы, улучшаемы и совершенствуются благодаря личностному росту, включая самосоздание. Основная задача конфуцианства – воспитать в каждом человеке добродетель и довести до нравственного самосовершенствования. Конфуцианство полагает, что люди обязаны отказываться от материальных благ ради сохранения важнейших моральных ценностей рен и йи.
  • Легизм – учение, предполагающее, что титулы каждому человеку нужно раздавать не по рождению, а по заслугам. Ученики школы изучали методы администрирования, особенно отмечая объединение роскоши и властвования самодержца.
  • Даосизм – философское течение, подчеркивающее 3 драгоценности Дао: сочувствие, умеренность, покорность. В то же время даосская мысль сосредотачивается на единении в природе человека с космосом и достижении гармонии со всей Вселенной.
  • Моизм отстаивал концепцию общей любви: Мо цзы, основатель учения, полагал, что «все имеют равные права», и человек обязан объединиться с природой, участвуя в практике всеобщей любви. Философско-методологическую дисциплину философа можно рассмотреть, как подобие материалистического эмпиризма. Мо цзы считал, что знания человека должны опираться на восприятие зрения и слуха вместо логических размышлений.
  • Натурализм опирался на Инь-Янь и 5 элементов – огонь, воду, воздух, землю и эфир. Основал философское направление Цзоу Янь.
  • Аграризм – учение, относящееся к утопическому аграрному коммунизму и эгалитаризму. Последователи течения считали, что китайское общество спасет физический труд на полях, где должны работать все, начиная от крестьян и заканчивая правителями.
  • Логика сосредотачивалась на определениях, формах и интеллектуальных законах, которые можно формализовать логическим языком. Здесь можно провести параллель с софизмом и диалектикой Древней Греции. Самый знаменитый логик – Гонсун Лунцзы.

 Философия Древней Индии

Индийскую философию трудно свести к определенному учению, потому что сам индуизм как религия сопротивляется отождествлению с любой разработанной доктриной. Это может быть не так уж удивительно, если учесть, что сам термин «индуизм» отсутствовал в традиционной доколониальной индуистской литературе.

Йога

В йоге уделялось большое внимание физическому развитию человека и дыхательной гимнастике. Основной акцент в йоге делается на практике контроля над удовольствием. Телесные органы и чувства являются центральными моментами в этой системе.

Санкхья

Санкхья рассматривается как древнейшая из ортодоксальных философских систем индуизма. Философия подразумевает вселенную как состоящую из двух вечных реальностей: Пуруши и пракрити. Пуруши (душа) многочисленна, сознательна и лишена всех качеств. Она является безмолвным зрителем пракрити (материи или природы), которая состоит из трех гун (предрасположенностей): сатвы, раджаса и тамаса (устойчивости, активности и тупости). Когда равновесие Гун нарушается, разрушается мировой порядок.

Ньяйя

Это школа делала упор на логику и умозаключение. Но Ньяйя – это не просто логика сама по себе. Последователи учения верили, что получение достоверных знаний – единственный способ освободиться от страданий. Поэтому мудрецы прилагали большие усилия, чтобы выявить достоверные источники знаний и отличить их от простых ложных мнений. Согласно школе Ньяи, существует ровно четыре источника знания (праманы): восприятие, умозаключение, сравнение и свидетельство.

При поверхностном изучении восточной философии может показаться, что мировоззрение имеет тенденцию к пантеизму – взгляду, что Бог есть тотальность космоса. Но если углубиться в основы древневосточных философских течений, то можно понять, что разные учения боролись с этой концепцией.

Классические индуистские писания, такие как Упанишады и Бхагавад сосредоточены на пантеистической идее Бога, лежащей в основе нашей истинной веры. Философы веданты выдвинули идею монизма – космическое бытие состоит из одного Божественного вещества. В буддизме возникает тема пантеизма с понятием нирваны, идеей, что мы должны погасить все желания и компоненты нашего обычного сознания. Находясь в состоянии нирваны, мы подчиняем себе наше индивидуальное " Я " и ощущаем единство всего сущего.