33 подписчика

LiPo аккумулятор, зарядка хранения и использование.

2,9K прочитали

Рассмотрим маркировку Li-Po аккумуляторов:

LiPo аккумулятор
LiPo аккумулятор

1. Первый параметр, это надпись 3S1P (цифра 1):

Это означает, что в этом аккумуляторе 3и ячейки подключены последовательно. Если обозначение 3S2P, это означает 2е группы, подключенные последовательно, и каждая группа имеет 3и ячейки, которые подключены параллельно.

Пояснение на картинке (рис.1):

рис.1
рис.1

Напряжение одной ячейки («банки») условно принимается как 3,7V(вольта), отсюда напряжение «трехбаночного» аккумулятора – 11,1V(вольта). При полной зарядке, напряжение заряженной ячейки составляет 4,2V, то есть аккумулятор 3S, полностью заряженный, имеет напряжение 12,6V.

2. Второй параметр это токоотдача (цифра 2, рис.2):

рис.2
рис.2

Расчёт токоотдачи: умножаем число «C» на емкость в Ah.

В нашем случае 25С*1400 получаем =35000 mAh (35Ач), то есть это аккумулятор способен отдавать 35 Ампер продолжительное время. Рекомендуется брать хотя бы 20% запас по току, то есть этот аккумулятор использовать с нагрузкой, потребляющей не более 28А в долговременном режиме. Некоторые производители кроме основной токоотдачи указывают пиковое значение «C», которое способен выдержать аккумулятор.

3. Третий параметр — это емкость (цифра 3, рис.3):

рис.3
рис.3

Измеряется в миллиампер часах или ампер часах (в нашем случае емкость аккумулятор 1400 миллиампер часов или 1,4 ампер часа). Это означает, что при подключении нагрузки, потребляющей 1,4А, аккумулятор полностью разрядится за 1 час.

Минимальное напряжение на ячейке, ниже которого разряжать аккумулятор нельзя – 2,8V. Рекомендуется не опускать напряжение ниже 3,3V на ячейку, поскольку дальше приведёт к выходу из строя аккумулятора.

Для примера рассмотрим ещё AGA-Power LiPo-Akku 4500mAh 7,4V 25C 2S1P - 2S 7.4V (рис.4)

рис.4
рис.4

4500mAh — это емкость аккумулятора.

2S1P - 2S это количество батарей в сборке. Каждая батарея имеет напряжение около 3.7V, так что напряжение такого аккумулятора равно 7.4V. 1P — это количество групп. Обычно на некоторых аккумуляторах не пишут 1Р и считается, что это одинарные сборки.

25C - максимальный ток разряда, измеряется в емкостях батарей.

Чтобы посчитать сколько LiPo сможет отдать ампер при загрузке необходимо 25С(токоотдача) умножить на 4500 (ёмкость) и разделить на 1000 (так как емкость указана в миллиампер/часах). Получаем что это аккумулятор способен отдавать 112,5А продолжительное время. Максимальный ток данной батареи будет равен 25А.

Зарядка LiPo батарей.

LiPo батареи заряжают током 1С (если и другая маркировка 2С и 5C). Штатный зарядный ток рассматриваемой батареи 1А(ампер). Для батареи 1400 - будет 1.4А, для батареи 2000 – будет 2А и т.д.

Компьютеризированный зарядник производит балансировку батареи (выравнивание вольтажа на каждой банке батареи) во время зарядки. Хотя можно заряжать 2S батареи и без подключения балансировочного кабеля (белый разъем на фото). Рекомендуется подключать балансировочный разъем постоянно при зарядке для сборки 3S и больше. Если вы не подключите и одна из банок наберет больше, чем 4.4V, то вас ждет незабываемый фейерверк (возгорание и взрыв)! Также не рекомендуется заряжать аккумулятор сразу после эксплуатации его на модели, необходимо дать остыть как минимум 30 минут.

Можно обезопасить себя и заряжать в спецпакетах - они не сгораемые и специально предназначены для снижения вреда в случае возгорания LiPo батарей (рис.5)

рис.5
рис.5

Режим "хранение"

На компьютеризированном заряднике можно перевести LiPo в режим хранения, при этом батарея доразрядится до 3,85V на ячейку(«банку»). Полностью заряженные батареи при хранении более 2-х месяцев (может и меньше) выходят из строя. Полностью разряженные тоже выходят из строя, но за более длительный срок.

Хранение аккумулятора, должно быть в сухом и тёплом месте. Можно использовать пластиковый бокс, или не горючую сумку или пакет. Если аккумуляторов много, то необходимо избежать самопроизвольного замыкания (рис.6)

рис.6
рис.6

Эксплуатация LiPo

Разряжать аккумулятор LiPo ниже, чем на 3,3V не рекомендуется - может выйти из строя.

При потреблении мотором тока больше того, что может отдать аккумулятор, LiPo может вздуться и выйти из строя. Так что за этим надо следить строго! Используйте ваттметры для контроля. Достаточно замерить один раз для мотора, и дальнейшая эксплуатация будет более понятной и правильной. Иногда можно встретить аккумуляторы уже с прописанными ваттметрами на самом аккумуляторе.

При эксплуатации есть еще один нюанс - наша батарея 1400mAh 25С. По расчётам она отдает 25А. Моторы обычно позволяет превышать рекомендуемые токи, на 20%, но как показывает практика, превышение до 80% проходит без последствий.

Как правило максимальную токоотдачу батареи держат не слишком хорошо. К примеру (рис.7), 2200 20С отдает ток в 44А всего в течении 3-х минут, потом идет просадка напряжения.

При выборе LiPo батареи необходимо смотреть на максимальный ток, заявленный для выбранного двигателя, и иметь не большой запас. Так, например для мотора, который на 8-12А аккумулятор 1000mAh 20С вполне подойдет, а вот для мотора 16-18А необходимо выбрать или с большей токотдачей, например 25-30С или взял большей емкости, например 1600 20С.

рис.7
рис.7

Подготовка LiPo к эксплуатации

Данный тип батареи не имеет эффекта памяти (не нужно доразряжать перед новой зарядкой), не требуется производить циклы заряд-разряд перед эксплуатацией.

Если вы заряжаете в поле, то стоит поискать аккумуляторы с ускоренной зарядкой, на них пишут Fast charge 2С или 5С.

Перед использованием аккумулятора нужно проверить не только общее напряжение на нём, но и напряжение на каждой ячейке (во избежание разбалансировки), сделать это можно мультиметром или, подобным прибором (рис.8).

рис.8
рис.8

Если эксплуатация аккумулятора проходит в холодное время года (особенно при отрицательных температурах), аккумулятор нужно ставить в модель теплым (например, подогреть его в машине). Также в холодное время года не следует разряжать аккумулятор менее чем до 3,7V на ячейку.

Если при эксплуатации аккумулятор нагрелся, то не следует его заряжать сразу после этого, нужно дать ему полностью остыть и только потом ставить на зарядку.

В случае если планируется долгое время не эксплуатировать аккумулятор, то хранить его нужно в полузаряженном состоянии (напряжение около 3,7-3,8V на ячейку), это так называемый режим хранения. Умные (профессиональные) зарядные устройства умеют вводить аккумулятор в режим хранения, так называемый «STORAGE» (рис.9)

рис.9
рис.9