Найти тему
Человек. Мир. Гнозис

Китай как гностическая фантазия

Странно говорить о Гнозисе, когда мы говорим о Китае. На самом деле, Китай стоит сегодня ближе к раннему гностическому осмыслению мира, чем это кажется при поверхностном знакомстве с предметом. Попытаемся увидеть близость между гностицизмом и традиционной китайской духовностью.

В восприятии западного человека – в Китае «все неправильно», там нет гражданского общества, попираются права человека, но, тем не менее, «цивилизация там удалась». Парадокс в том, что, сколько бы в Китае не было политических конфликтов, завоеваний, от каждого конфликта он получал что-то полезное. Можно сказать, Китай существует не как страна в границах, а как некое мистическое тело, которому принадлежат все китайцы, где бы они не жили.

Когда мне пришлось жить в буддийском монастыре, я пытался выяснить, каковы каноны, правила монашеской жизни, сколько и когда нужно молиться, каковы ритуалы, узнать концепцию веры на обыденном уровне, в устной традиции. Настоятель монастыря отвечал: «Хорошо молиться 3 раза в день, но можно и совсем не молиться. Хорошо возжигать перед Буддой благовония, но если не хочется, то не обязательно».

Почему так происходит? Причина, как мне кажется, во внеконцептуальности китайского сознания. В Китае нет такого феномена, как религия, нет символов веры, нет божества, которого боятся и которому поклоняются.

Китайские мудрецы пытаются выработать концепцию монотеизма, но не Творца, а связывающего, скрепляющего, цементирующего начала.

«Познание» - слово, отсутствующее в китайском лексиконе, превращается в «мое сердце». Буддийская концепция не предусматривает молитвы Гаутаме Будде, потому что человеческое сердце – сердце Будды. Бессмысленно следовать пути того или иного исторического Гаутамы, поскольку все его духовные достижения как возможность есть в каждом человеке, а реализация самопостижения зависит от самого человека.

На гностическое понимание, пусть отдаленно, похоже буддийское понятие праджня, правда, не в индийском буддизме, а в китайском (дже). Это случай, когда человек не верит в Будду, поскольку Будда есть внутри него, можно даже не знать о Будде историческом, но путем определенных упражнений и практик проявить в себе то знание, которое, с одной стороны, есть внутреннее, с другой стороны, дано изначально, присутствует во внешнем мире. В момент высшего откровения человек объединяет оба знания и происходит Просветление: знание о мире, которое позволяет стать Буддой. Здесь гностическое начало доведено до предела.

Западная традиция резко противостоит тому, что человек может стать богом. Человек может бесконечно приближаться к этому состоянию, но не становится им действительно, а в Китае человек становится Буддой. Он получает то же самое знание, которым обладал Будда.

_________

Алексей Маслов, из материалов VII научной конференции «Россия и гнозис», 2001

Журнал «Человек. Мир. Гнозис», ноябрь 2015 – ссылочка для скачивания: https://mir-gnozis.ru/rassylka

#буддизм #гнозис #просветление