Найти в Дзене

Как в рукопашной схватке во ржи Сергей Мацапура одолел двух фашистов. Не все знают, а жаль

Летом 1941 года, после нападения нацистской Германии на Советский Союз, части Красной Армии отчаянно сражались, чтобы защитить свою страну и удержать врага на расстоянии. А немецкий флот, защищенный танками и самолетами, все же дошел до Москвы и Ленинграда. Здесь и там происходили великие сражения, и солдаты бились друг с другом врукопашную.



126-я дивизия была вынуждена пробиваться в тыл противника через западную Двину и отходить. Немцы и здесь не оставили дивизию в покое:

Мы надеялись, что на другом берегу реки мы в конце концов найдем своих людей, но разведгруппы докладывали, что впереди идут фашистские танки. Дивизия не успела завершить переправу, а мы уже вели бой с танками. Бои были ожесточенными, и к ночи наша маленькая группа была отрезана на опушке леса.


Солдаты выбрались из ловушки через лес и начали идти в сторону Полоцка. Немецкие танки пытались отрезать дивизии путь к отступлению. Три советских бойца - Александр Соболев, Алексей Чистяков и Сергей Мацапура - отправились исследовать город. Они подошли к железнодорожной линии и встретили группу новобранцев, которые отступали.

Сержант Матсипура имел короткий "разговор" с отступающими. По его воспоминаниям, "я произнес короткую речь. Очевидно, я говорил со злым умыслом. Мне это было скучно". Можно было поговорить с теми, кто отступил. Разведчики и новобранцы встали на защиту. И тут на дорогу из леса вышли немецкие мотоциклисты. Охотники открыли по ним огонь, немцы сошли с позиций и сомкнулись с ними.

...Когда к нам подошли пулеметчики, я громко крикнул:
- За отечество! Вперед!
Мы поднялись мирно, среди штыков.
Мы познакомились на ржаном хлебе. Я не раз, особенно тем летом, участвовал в ближнем бою, но об этом трудно говорить. Я помню эту битву в одном эпизоде ("Мемуары Сергея Мацапуры").


Во время стычки один из фашистов схватил сержанта Мацапуру за шею и "сжал его горло, как клещами". Мацапура ударил противника пяткой в живот. Оба упали на землю и пытались взять верх друг над другом. Немец ослаб и отпустил его руку. Другой фашист попытался помочь своему товарищу, но, к счастью, Мацапуре посчастливилось спастись. Но, к счастью, Мацапуре повезло:

Я слышал:
- Серега!
Это Соболев. Инстинктивно я отошел в сторону. Другой фашист не ударил меня кулаком, но Соболев не промахнулся. Я ударил его стальной шлем, сломал ножку. Я вскочил и бросил винтовку, но в глазах помутилось, и я зашатался, как пьяный (Мацапура С.С. "Товарищ сержант").
Через несколько минут все было кончено. Внутри ржаного поля сражались друг с другом немецкие и советские солдаты. Но в этой битве победили красноармейцы. Соболев молчал, уставившись на сломанный приклад своей винтовки. Сержант Мацапура шатался по позициям в занятой линии, как будто был пьян.

-2



Подразделение собрало трофеи и присоединилось к 126-й дивизии в районе 3-й станции Баравуха, где отразило несколько атак противника.

Во время 3-й Баравухи мы продержались несколько дней. Мы отчаянно сражались и отвечали на фашистские атаки контратаками. В одном из них был убит наш командир. За полчаса до этого я слышал, как один из начальников штаба уговаривал генерала не подвергать себя излишней опасности. Он ответил:
- Мой друг, на войне бывают дни и часы, когда солдаты должны видеть своего командира на фронте. Этот час настал.
Он поднял нас на дыбы, а рыжая кобыла понесла его впереди цепи. В этот момент он был сражен вражеской пулей (в него же).


Несмотря на потери, дивизия продолжала сражаться с атакующими, которые шли на нас. И на пути продвижения дивизии было много трудных дорог, потерь и недостатков. Но вскоре наступил переломный момент. И тогда наши воины изгнали ненавистного врага с нашей родины. Что касается Берлина. До победы.