"По прошествии восьми дней, когда надлежало обрезать Младенца, дали Ему имя Иисус, наречённое Ангелом прежде зачатия Его во чреве." (Лк. 2: 21).
14 января православные христиане отмечают Великий праздник – Обрезание Господне, посвящённый событию, бывшему по прошествии восьми дней со дня Рождения Христа, а именно совершению обряда обрезания над Младенцем Христом. Тогда же Младенцу нарекли имя Иисус (см. Лк. 2: 21). В этот же день, 14 января, отмечается день памяти святителя Василия Великого - великого угодника Божия и Богомудрого учителя Церкви. День Обрезания Господня, как праздник, упоминается в IV веке. Обрезание - это обряд, который был установлен для всех младенцев мужеского пола в знак завета Бога с Авраамом и его потомками. "И сказал Бог Аврааму: ты же соблюди завет Мой, ты и потомки твои после тебя в роды их. Сей есть завет Мой, который вы должны соблюдать между Мною и между вами и между потомками твоими после тебя: да будет у вас обрезан весь мужеский пол; обрезывайте крайнюю плоть вашу: и сие будет знамением завета между Мною и вами. Восьми дней от рождения да будет обрезан у вас в роды ваши всякий младенец мужеского пола, рождённый в доме и купленный за серебро у какого-нибудь иноплеменника, который не от твоего семени. Непременно да будет обрезан рождённый в доме твоем и купленный за серебро твоё, и будет завет Мой на теле вашем заветом вечным." (Быт. 17: 9-13). Также об обрезании крайней плоти у младенцев мужеского пола у Израильтян упоминается в законе, данном Моисею, в книге Левит: "И сказал Господь Моисею, говоря: скажи сынам Израилевым: если женщина зачнет и родит младенца мужеского пола, то она нечиста будет семь дней; как во дни страдания её очищением, она будет нечиста; в восьмой же день обрежется у него крайняя плоть его;" (Лев. 12: 1-3).
Какой смысл имеет праздник для христиан? Соблюдение данного обряда Марией и Иосифом ещё раз говорит о благочестии Божией Матери и Иосифа, послушании установлениям закона. По толкованию Святых Отцов, Господь принял обрезание, чтобы показать людям неукоснительное исполнение божественных установлений. Таким образом, Его жизнь началась с послушания. Также и до конца жизни Господь Иисус Христос был послушен Отцу даже до смерти, чем показывает пример и нам. Была и ещё одна причина по словам Святых Отцов, а именно: чтобы никто впоследствии не мог усомниться в том, что Спаситель был истинным Человеком, а не носителем призрачной плоти, как учили некоторые еретики.
Обрезание у иудеев было знамением, что Господь избрал их, как Свой народ. "Для чего, говорит блаж. Феодорит, Бог повелел Аврааму обрезаться (Быт. XVII, 24)? Предсказав потомкам его пресельничество, промышляет некое охранениe благочестию, чтобы, смешавшись с людьми нечестивыми, не растлили они благородства, но, взирая на знамение, сохраняли неизгладимое памятование о Давшем cиe знамение." Символическое значение обрезания указывало на нравственные обязанности евреев, как народа, избранного развиться в народ святой. Обрезавшаяся крайняя плоть, служила символом «похотей прелестных» (Еф. IV, 22), плотских страстей, греховной порочности, и закон, требовавший обрезывания этой крайней плоти, указывал вместе с тем евреям на необходимость как бы обрезать от своего сердца его порочность, чтобы развиться в народ святой (Иep. IV, 4; IX, 26). Таким образом, плотское обрезание было символом того обрезания "мысленного", как выражается св. Кирилл Александрийский (III, 115), о котором (обрезании) Сам Бог говорил евреям: «обрежьте крайнюю плоть сердца вашего, и не будьте вперед жестоковыйны» (Втор. X. 16). В Ветхом Завете были прообразы того, о чём говорится в Новом Завете. Обряд обрезания у евреев был прообразом обрезания духовного, установленного в Новом Завете.
Конечно же обряд обрезания имел духовный смысл, был важным для иудеев и говорил о почитании ими Бога и Его установлений. Но многие иудеи формально исполняли обряд обрезания, не задумываясь о его духовном глубоком смысле. Таким образом, они имели обрезание только на теле, на основании чего, считали себя народом избранным, не задумываясь о духовном смысле обрезания. Самое же главное иметь обрезание в сердце, чистоту, целомудрие, любовь к Богу. Апостол Павел говорит: "Ибо не тот Иудей, кто таков по наружности, и не то обрезание, которое наружно, на плоти; но тот Иудей, кто внутренно таков, и то обрезание, которое в сердце, по духу, а не по букве: ему и похвала не от людей, но от Бога." (Рим. 2: 28-29). В Новом Завете делается акцент на том, что Бог есть Дух: "Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине." (Ин. 4: 24). И соответственно, уже не для ветхого плотского человека установлен Закон, но для нового, водимого Духом, того, кто призван быть сыном Божиим, быть подобным Ангелам Божиим. И поэтому для христианина обрезанием является обрезание от греховных страстей, живущих в плоти. Если для иудеев обряд обрезания был знамением того, что Господь избрал их, как Свой народ, знамением завета между Богом и человеком, то христиане после рождения принимают таинство Крещения, становясь членами Церкви Христовой. Думаю, что не случайно праздник Крещения Господня мы отмечаем вскоре после праздника Обрезания.
Таинство Крещения для христианина, подобно тому, как для иудеев обрезание, является знамением избрания, знамением того, что человек вступает в новый завет с Богом. Христианин, принимая таинство Крещения, умирает для плотской, греховной жизни, и возрождается от Духа Святого в жизнь духовную, святую. Только вот формальность принятия таинства Крещения тоже сейчас стала распространяться среди христиан, как формальность обряда обрезания у иудеев в те времена, до Пришествия Христа. А принятие таинства Крещения - это духовное рождение для жизни по духу, предполагающей послушание Богу, Его заповедям, установлениям Церкви. Такая жизнь ведёт человека в Царство Небесное. Нарушение же заповедей, установлений Церкви является причиной бед и несчастий, которые постигают человека уже в этой жизни, и после окончания земной жизни становится причиной погибели души, нисхождения её во ад.
Господь показывает нам Своим примером, что нужно быть послушными установлениям Божиим от начала Своей земной жизни и до конца. Итак, жизнь Христа на земле началась с послушания Закону Божию и смирения, к чему призваны и все христиане. Зная наши немощи, что мы можем нарушить заповеди Божии, Господь учит нас не отчаиваться при грехопадениях, а каяться, смиряться и уповать на Него, а не на себя надеяться. "По крещении непременно нужно делание заповедей Божиих, коими сохраняется данная во оном благодать и, по мере успеяния в оных, умножается; преступая же заповеди, покаянием паки восстановляем и приобретаем ее". (преп. Макарий Оптинский). По словам Святых Отцов, чтобы спастись, нужно соблюдать заповеди Божии, при их нарушении - каяться, а если согрешаешь каждый день - каждый день каяться, но не отчаиваться. "Ты грешник? Не отчаивайся. Не перестану укреплять вас лекарством покаяния, потому что знаю, какое это оружие против диавола – не предаваться отчаянию. Если у тебя есть грехи, не отчаивайся, — не перестану постоянно повторять это, — и если каждый день согрешаешь, каждый день кайся. Можно ли, скажешь, спастись покаявшемуся? Вполне возможно. Хотя бы я всю жизнь провел в грехах, но если покаюсь, спасусь? Конечно. Чем это может быть доказано? Милосердием твоего Владыки. Если бы одно только покаяние было, тебе действительно следовало бы бояться; но так как с покаянием соединяется Божие милосердие, а для Божественного милосердия меры нет,— твоя злоба, какова бы ни была, есть злоба человеческая, а человеколюбие Божие неизреченно, — то надейся, что оно преодолеет твою злобу." Свт. Иоанн Златоуст. Так, уповая на милосердие Божие, понуждая себя к исполнению Его заповедей и установлений Церкви, мы имеем надежду войти в Царство Небесное после окончания земной жизни.
"Смотрите, братия, чтобы кто не увлёк вас философиею и пустым обольщением, по преданию человеческому, по стихиям мира, а не по Христу; ибо в Нём обитает вся полнота Божества телесно, и вы имеете полноту в Нём, Который есть глава всякого начальства и власти. В Нём вы и обрезаны обрезанием нерукотворенным, совлечением греховного тела плоти, обрезанием Христовым; быв погребены с Ним в крещении, в Нём вы и совоскресли верою в силу Бога, Который воскресил Его из мёртвых, и вас, которые были мертвы во грехах и в необрезании плоти вашей, оживил вместе с Ним, простив нам все грехи, истребив учением бывшее о нас рукописание, которое было против нас, и Он взял его от среды и пригвоздил ко кресту; отняв силы у начальств и властей, властно подверг их позору, восторжествовав над ними Собою." (Кол. 2: 8-15).
Источники: https://www.pravmir.ru/, https://azbyka.ru/, https://azbyka.ru/otechnik/, https://www.pravmir.ru/, православный катехизис.
Всех христиан с праздником!