Поздновато я собралась написать историю, но раньше не успела.
Наступал 92-й или 93-й год. Работала я в швейном кооперативе, где зарплату повадились выдавать через раз. А на моей шее "сидели" мама и двое дочерей, второй муж ещё не появился на горизонте. В общем, денег особо не было.
Но ёлочку очень хотелось. Чтобы получился настоящий Новый год и праздник. В смутное время хоть какая-то радость.
Сейчас ёлки продают на каждом углу, не проблема купить. А тогда всего пару мест было в городе, специально искали, стояли в очереди, затем везли на троллейбусе. Целое событие.
Наскребла я деньги, поехали в субботу с детьми на ближайший рынок за шесть остановок. Ёлки продавали в загончике из барьеров. Снаружи стояла громадная толпа, внутрь пропускали по 5 человек, народ бухтел и толкался. Мы пробивались с боем, еле удерживали место в очереди.
Наконец, попали внутрь. Вернее - ввалились. Выбрали маленькую ёлочку, чтобы денег хватило. И пошли на выход, где все расплачивались.
Но и там бурлила толпа, входящие отпихивали выходящих, нас и ёлочку оттеснили могучими плечами. Кое-как опять пристроились в очередь, оберегая свою красавицу.
И в это время дочери заметили, что мужчина, который стоял впереди, ловко проскользнул мимо кассира. И спокойно вышел с ёлкой за ограду. Робко пискнули - может, и мы так проделаем? Естественно, я возмутилась - что за мысли? Ещё не хватало позориться.
Честно стояли дальше. Но в один прекрасный момент народ вокруг вовсе озверел. Ёлки заканчивалась, толпа вломилась внутрь, завертелась, закружилась и вытолкнула нас за пределы загончика. Без оплаты.
Я честно рванула назад вместе с ёлкой. Детям сказала ждать снаружи. А пробиться не вышло, народ уже чуть ли не дрался. Отлетела я в сторону от греха подальше. В это время дети опять озвучили мысль - может, пойдём? Никто и не заметит. Самые богатые, что ли, здесь со своей маленькой ёлочкой?
Оглядела я давку и признала правоту. Пробиваться, чтобы честно заплатить - зачем? Ещё растопчут по дороге. И не самые богатые, это да.
И бочком-бочком понесли мы ёлочку на остановку. С чистой совестью украли.
Нет, совесть слегка нашёптывала. Но мы честно пытались заплатить, а некоторые специально проскальзывали мимо. Пока стояли в раздумьях, видели.
Получился у нас настоящий Новый год, по тем временам - великое чудо. Я покупала детям по кульку конфет, готовила стандартные вкусности - холодец, мясной салат. Худо-бедно пекла торт, чтобы подешевле. Кажется, даже мандарины удавалось урвать. И получался праздник, целый год затем помнили.
Ужасно жалко было каждый раз убирать ёлочку, которая сыпалась и сыпалась. Я всегда вспоминала песню Окуджавы " Прощание с новогодней ёлкой".
Синяя крона, малиновый ствол,
звяканье шишек зеленых.
Где-то по комнатам ветер прошел:
там поздравляли влюбленных.
Где-то он старые струны задел —
тянется их перекличка…
Вот и январь накатил-налетел,
бешеный как электричка.
Мы в пух и прах наряжали тебя,
мы тебе верно служили.
Громко в картонные трубы трубя,
словно на подвиг спешили.
Даже поверилось где-то на миг
(знать, в простодушьи сердечном):
женщины той очарованный лик
слит с твоим празднеством вечным.
В миг расставания, в час платежа,
в день увяданья недели
чем это стала ты нехороша?
Что они все, одурели?!
И утонченные как соловьи,
гордые, как гренадеры,
что же надежные руки свои
прячут твои кавалеры?
Нет бы собраться им — время унять,
нет бы им всем — расстараться…
Но начинают колеса стучать:
как тяжело расставаться!
Но начинается вновь суета.
Время по-своему судит.
И в суете тебя сняли с креста,
и воскресенья не будет.
Ель моя, Ель — уходящий олень,
зря ты, наверно, старалась:
женщины той осторожная тень
в хвое твоей затерялась!
Ель моя, Ель, словно Спас-на-крови,
твой силуэт отдаленный,
будто бы след удивленной любви,
вспыхнувшей, неутоленной.
И до лета в ковре таились иголки, которые тоже было ужасно жалко. Со временем ёлку перестали покупать. Да и дети выросли. Ставили просто ветки, украшали квартиру гирляндами.
Когда родился старший внук, увидели у соседей по рынку искусственную ёлочку. Намного дешевле, чем продавали новые. Кто-то из дома им предложил. Мы её и купили. Красивая, пушистая. Но сейчас не у нас в квартире стоит, а в доме зятя в пригороде. Причём, иногда - до самой Пасхи. Ничего не сыпется, пусть стоит и радует.
А в первый год, когда внуку было 1,5 года, и ребёнок уже что-то соображал, целая трагедия вышла. Саша никак не мог понять, почему такую красивую ёлочку разбирают. Плакал и пел ей песню "В лесу родилась ёлочка".
На следующий год я купила маленькую для стола, которая так весь год и стоит до сих пор. Уже и ребёнок не маленький - 9,5 лет, но убирать не хочет. А внучке всё равно.
Листайте. Ёлочка - под лампой.
И праздник теперь совсем не такой, каким был для нас в прежние времена. Когда-то на ёлку вешали конфеты, орехи (специально для них блестящие обёртки собирали), с боем доставали мандарины. Да и остальные продукты - тоже с боем. Урвать две баночки майонеза - счастье небывалое. С октября хранили, готовиться заранее начинали.
Теперь всего кругом полно. Хорошо, конечно. А с другой стороны - нет волшебного ощущения праздника. Ну мандарины - и что? Орехи вообще который год с поля приносим, лакомством уже не считаем. Внуки носы кривят.
Раньше на работе все хвастались, что на Новый год приготовят, и кто что умудрился достать. Сейчас, по словам дочери, разговоры другие - чего бы сотворить на стол такого-эдакого, что ещё не надоело?
Супер-пупер салаты, которые в интернете, у нас не по карману. С красной рыбой, например. А мясной и без праздника не трудно сделать.
В общем, в период, когда всё есть, получилась и оборотная сторона медали - ничем не удивить. Мы с мужем, например, покупаем продукты буквально в последний день. И не мечем на стол яства, одно-другое-десятое, чтобы весь год вспоминать.
Приготовили "штуку на противне", пару закруток открыли - хватит. Даже торт я в этом году не испекла, болела. И ничего, вполне обошлись. Правда, и запомнить нечего.
А ёлочку, которую украли в голодные времена, помню до сих пор. Такие вот парадоксы жизни.
Это наша ёлочка на кухонном столе.