Найти тему
Версия

Братство кольца

Серьёзными уголовными приговорами завершилось расследование финансовой схемы, известной как «московское банковское кольцо». Упоминаемые в СМИ как её ключевые участники и бенефициары, братья Ананьевы теперь живут за границами России, причём сохранив огромные богатства. «Стрелочниками» оказались наёмные менеджеры Промсвязьбанка.

   Братство кольца
Братство кольца

О существовании «кольца» объявили в 2018 году в Центробанке. В схему, предположительно, входили банк «Открытие», Промсвязьбанк и несколько пенсионных фондов. Как объясняли в ЦБ, кольцевые транзакции внутри схемы позволяли несколько лет скрывать от регулятора рискованные операции. Фактически речь шла о маскировке утечки капиталов. Но самое интересное – в результате ликвидации финансового пузыря обнаружилась грандиозная криминальная история, сюжетные линии которой теперь старательно замалчиваются всеми участниками.

Взять кредит и получать проценты

Один из ключевых участников и, возможно, автор схемы «московского банковского кольца» – безбедно живущий в Лондоне Борис Минц. «Наша Версия» уже высказывалась в первом январском номере о том, как бывший соратник Анатолия Чубайса и бенефициар банка «Открытие» пытается уйти от ответственности с помощью антироссийских санкций. Возможно, в итоге это ему удастся. Потому как его товарищи по схеме братья Ананьевы, бывшие бенефициары Промсвязьбанка, нынче исключены из розыскных баз Интерпола под тем предлогом, что в России они-де стали жертвами политического преследования. Хотя уже ставшие известными факты явно говорят о другом: Ананьевы долгое время пользовались в России покровительством каких-то очень влиятельных сил.

Начнём с того, что ЦБ до последнего был весьма лоялен к принадлежащему Ананьевым Промсвязьбанку (ПСБ). В 2015 году ему было позволено поглотить банк «Возрождение», тогда же на санацию в ПСБ перешёл Автовазбанк. Проверка Промсвязьбанка сотрудниками ЦБ началась весной 2017 года и длилась несколько месяцев. По результатам менеджменту банка был предъявлен недостаток капитала в размере около 200 млрд рублей. Но и после этого ещё несколько месяцев ЦБ вёл переговоры с бенефициарами банка о том, как спасти тонущий корабль. А что происходило тем временем за кулисами? 31 августа 2017 года, когда в ПСБ вовсю шли проверки Центробанка, председатель правления проверяемого учреждения Дмитрий Ананьев взял в своём же банке кредит в размере 1,395 млрд под 8,5% годовых. И тут же положил эти деньги на депозит, открытый на имя его супруги Людмилы под 12,9% годовых. Жена ежемесячно получала проценты, выплачивала с них доли по кредиту, а разницу отправляла в семейную кубышку. Правда, работала эта схема недолго – в декабре спохватившийся ЦБ всё же обязал Дмитрия Ананьева, как совладельца банка, увеличить резервы кредитной организации, так что взятый кредит пришлось погасить досрочно. Но даже за это короткое время супруги получили «из воздуха» 17 млн рублей. И что удивительно: уголовное дело по этому эпизоду было возбуждено только в 2021 году, хотя с 2018 года в ПСБ работала временная администрация.

Финансово-брачные узы

Братья Ананьевы к тому времени активно использовали своих жён, чтобы скрыть выведенные из банка капиталы. Как теперь выясняется, осенью 2017 года совладелец ПСБ Алексей Ананьев вдруг заключил брачный договор со своей супругой Дарьей, с которой к тому моменту прожил в законном браке уже 29 лет. В результате коллекция картин (более 5 тыс. наименований), акции нескольких компаний и недвижимость (квартиры в Москве, Австрии и Португалии) перешли в личную собственность женщины. Так что теперь даже если нынешнее руководство выиграет в суде иск к Алексею Ананьеву о взыскании выведенных из банка миллиардов, то оформленное на жену имущество будет защищено. Картины, кстати, Промсвязьбанку удалось арестовать в 2019 году. Их примерная стоимость 1 млрд рублей. Но о распродаже коллекции что-то до сих пор не слышно. Такую же схему с брачным договором провернул и Дмитрий Ананьев. Впрочем, в начале января Верховный суд России признал незаконным договор, в рамках которого Ананьев передал жене Людмиле дом в посёлке Горки-2 и 23 земельных участка на Рублёвке. Также он отдал её 50% акций девелоперской компании ПСН, которая строит дома в Москве. Однако женщина тут же продала бумаги каким-то офшорным компаниям, так что отследить истинного бенефициара строительного бизнеса теперь непросто. Туманной остаётся и судьба 4,5 млрд руб­лей, которые братья сняли со своих счетов в банке «Возрождение» наличными.

В целом финансовые претензии нынешнего руководства ПСБ к бывшим собственникам оцениваются в 280 млрд рублей. Эти деньги банк пытается взыскать через арбитраж. Параллельно против братьев Ананьевых возбуждено уголовное дело о растрате в особо крупных размерах и отмывании средств. В связи с этим бывшие банкиры были заочно арестованы в сентябре 2019 года Басманным судом. Заочно, потому что к этому времени они беспрепятственно выехали на ПМЖ из России. Впрочем, нынешний менеджмент банка – не единственная сторона, которая хочет финансового возмездия.

Погоревшие ВИПы

Есть ещё группа VIP-вкладчиков Промсвязьбанка, которые считают, что Ананьевы обманули их на 120 млн долларов. Дело было всё в том же 2017 году, когда братья начали сливать свой банковский бизнес. VIP-клиенты утверждают, что сотрудники Промсвязьбанка вынудили их забрать деньги с депозитов банка и вложить в облигации. Вкладчики думали, что эти бумаги имеют отношение к ПСБ и что выплаты по ним гарантируют лично Ананьевы. Уже в 2018 году, когда обещанные выплаты по облигациям не состоялись, клиенты поняли, что их надули. Обманутые ВИПы долго собирались с силами и в 2019 году подали на Ананьевых коллективный иск на 40 млн долларов в Высокий суд Лондона. Однако судья решил, что обратились они не по адресу, и отправил истцов искать правды в Москву или на Кипр. Так что уже потерявшие деньги вкладчики остались ещё должны Ананьевым 2,7 млн долларов за судебные издержки.

Самые настырные попытались найти управу на бывших банкиров с помощью юридической компании The Law Offices of Bud, которая принадлежит экс-прокурору США Баду Камминсу. Позиция юристов такова: недобросовестно полученные деньги перечислялись на Кипр через американские банки, а значит, транзакции можно оспорить в американском суде. Но с учётом нынешней международной обстановки перспективы процесса кажутся очень уж туманными.

А что касается российского имущества братьев-банкиров, то оно уже давно арестовано по иску ПСБ. Это бизнес-джеты, деньги на счетах в российских банках, несколько квартир и зданий в Москве, земельные участки в Подмосковье, целый парк автомобилей. Список внушительный, но на 280 млрд рублей всё же не тянет. Предварительная его оценка – 90 млрд рублей.

Тем временем

Бывшие банкиры имеют все основания, чтобы радостно потирать руки. Останься они в России спасать свой банк – могли бы угодить под санкции. А теперь они оказались на свободе, с деньгами, да ещё и пытаются натянуть на себя образ политических беженцев. Больше всех в этой истории досталось топ-менеджерам банка, которые работали на Ананьевых. Прошлой осенью четверо из них получили приговоры за хищения 87,2 млрд рублей. Причём речь не шла о том, что они забрали эти деньги себе. Судя по обвинительному заключению, по указанию братьев Ананьевых с 12 декабря 2017 года фигуранты оформили несколько подложных договоров на покупку банком различных ценных бумаг. Руководитель операционного блока Андрей Мукин в итоге получил 7,5 года колонии общего режима, начальник отдела расчётов и сопровождения операций с ценными бумагами Ольга Антонова – 6 лет, замдиректора по финансам Екатерина Духова и директор клиентской поддержки и разработки продуктов Айгуль Шайхутдинова – по 5 лет лишения свободы. В отношении Шайхутдиновой суд отсрочил реальное отбытие наказания в виде лишения свободы до достижения её ребёнком четырнадцатилетнего возраста. Кроме того, осуждённые лишились всего своего имущества, поскольку должны выплатить банку 66,4 млрд рублей.