Покровская слобода (ныне г. Энгельс Саратовской области) на начало XX века входила в состав Самарской губернии, и, бесспорно, являлась одной из самых проблемных местностей как из-за чрезвычайной удаленности от центра управления губернией, так и в дисциплинарном отношении (возможно, что это явления, идущие рука об руку). Почитать подробнее об особенностях и причинах буйного поведения местных жителей можно в замечательной книге писателя Льва Кассиля «Кондуит и Швамбрания», а также в статьях, посвященных истории слободы. Вашему вниманию предоставляется одна из подобных публикаций, размещенных в санкт-петербургском журнале «Мир Божий», в свою очередь, являющейся перепечаткой из газеты «Санкт−Петербургские ведомости».
В родных палестинах (Преступность в Покровской слободе в начале XX века)
В «С[анкт]−Петерб[ургских] Ведом[остях]» помещена любопытная корреспонденция из слободы Покровской, характеризующая нравы этого, недавно пострадавшего от пожара, селения.
Жители слободы переживают чрезвычайно тревожные дни. Грабежи, разбои, буйства, убийства, нападения с дубинами, револьверами, кинжалами и проч[ие] безобразия творятся каждую ночь. От безобразников никто не гарантирован – ни обыватели, ни врачи, ни священники и проч[ие]. Врачи отказываются посещать больных в ночное время, священники не ездят с требами, так как было несколько случаев нападения на врачей и священников; причем, не говоря уже о грабежах, нападавшие позволяли себе такие издевательства: одного священника заставляли плясать под гармонику, угрожая в противном случае убить из револьвера; у другого отняли узел с богослужебными принадлежностями и стреляли из револьвера. Покушались на убийство врачей, едущих к больным. Полиция бессильна бороться с этим злом.
Зачастую делали нападения на полицию, стреляя из револьверов, набрасываясь с ножами и кинжалами и обращая полицию в бегство. Общественная арестантская ежедневно переполнена безобразниками, которые по составлении протокола выпускаются на волю и снова творят безобразия. Полиция не успевает составлять протоколы. Волостной суд и городской судья в слободе не поспевают разбирать «дела», которые залеживаются по полгоду. В настоящем году общество слободы Покровской решило учредить другой состав волостного суда. Следственная власть завалена уголовными дознаниями и проч[им]. Жители слободы вооружились револьверами и еще засветло закрывают наглухо окна и запирают наглухо ворота и двери домов и хат.
По ночам и даже вечерам никто из слобожан не решается выйти на улицу.
Больницы (общественная и земская) наполнены ранеными, изувеченными и проч[ими] лицами, не говоря уже об ежедневных посетителях, являющихся в больницы на перевязку с более легкими ранами и порезами. Все это – жертвы слободского безобразия.
Недавно покровское общество на сельском сходе приговором отказалось от 14-ти общественников. Все это лица порочного поведения, неоднократно замечавшиеся в убийствах, грабежах, стрельбе, и проч[ем], и проч[ем]. Из числа 14-ти человек, приговоренных к высылке в Сибирь, только 7 отправлены в тюрьму, а из остальных 7 человек – некоторые несовершеннолетние, а другие скрываются от полиции.
Безобразию не предвидится конца.
Местная администрация возбуждает перед самарским губернатором ходатайство о мероприятиях по упорядочению и охране слободы от безобразий.
Такое же ходатайство возбуждают перед начальником губернии несколько сот человек слободских обывателей, имущественная и личная безопасность которых больше всего страдает от безобразников. Это – торговцы разного рода товарами, вынужденные закрывать свои магазины и лавки с наступлением вечера из боязни быть ограбленными, что не раз уже и повторялось.
Дерзкие кражи и грабежи происходят и на железнодорожном вокзале слободы Покровской. Товарные поезда каждую ночь сопровождает несколько человек урядников, жандармов и полиции. При этом редкая ночь обходится без того, чтобы между грабителями и полицией не происходила перестрелка. Поезда идут очень медленно и грабители со всех сторон атакуют товарные вагоны, стреляя в охраняющую вагоны полицию, помещающуюся на площадках вагонов. Бывали неоднократно случаи, что грабители ограбляли товарные вагоны, несмотря на охрану.
В средних числах января рабочие и служащие железной дороги в слободе Покровской подали самарскому губернатору телеграмму, в которой убедительнейше просят начальника губернии принять репрессивные меры к охране слободы Покровской.
Мир Божий. [Санкт-Петербург], 1904. № 3. С. 19−20.
Познакомиться с дореволюционными изданиями можно в Самарской областной универсальной научной библиотеке.