Кто такой антагонист в книге? Ну, если вкратце, для чайников, то это противник протагониста, то бишь, главного героя. Антагонист не обязательно должен быть плохим или иметь противоположные протагонисту идеи.
Вполне вероятно, это могут быть два друга, которые соревнуются в чём-то, что для них очень важно, что де-факто, делает одного из них антагонистом, а другого протагонистом.
Так давайте разберём, что же должно быть у хорошего антагониста, чтобы читатель, после того как тот будет побеждён (а может и не побеждён), не пожалел о том, что прошёл весь книжный путь за протагониста.
Начнём с мотивации. Как я уже и сказал, не обязательно, чтобы протагонист был хорошим, а антагонист плохим или наоборот. Представьте сценарий, что есть два отца у каждого из которых взяли в заложники их детей. Чтобы спасти своего ребёнка, им необходимо выполнить некоторые условия, которые приведут к смерти другого. Повествование может идти таким образом, что они оба выставляются протагонистами для Вас и антагонистами друг для друга. Но если, всё же, автор рассказывает нам историю из-за плеча кого-то одного, то второй будет антагонистом, при этом, не имея не только претензий к первому, но и наоборот, будет преследовать те же самые цели — спасти своего ребёнка.
Поэтому, когда мы выбираем цель которую преследует антагонист мы должны в первую очередь: а) верить сами в то, что ради подобной цели в жизни человек может стать антагонистом для кого-либо (если цель не так проста в своём понимании, то, само собой, её необходимо обосновать) и, что ради неё он готов прервать чью-то жизнь, а возможно и пожертвовать собственной б) мы должны видеть то, что и сам антагонист следует этой цели любой ценой, иначе это уже невесть что в) мы должны видеть и верить в то, что цели антагониста и протоганиста никак невозможно достичь без их противостояния или путём компромисса.
Возьму, для начала, в пример собственные книги из серии "Хроника Млечного Пути".
По сути, антагонист там у главного героя один — Боун Эйзенхорн, но с ним, в данный момент, герой ещё соперничает — час для решающей битвы не настал и, поэтому, в конце каждой книги Кондора Бруто ожидает эдакий финальный босс на пути к могуществу и возможности отомстить.
Какие цели преследует Боун? Да ничего необычного. Он — солдат своей страны, более того — генерал. Будучи с детства солдатом, он преследует вполне приземлённые цели — вести свою страну к победе, чего бы это ни стоило. И само собой, занимая столь высокий пост, он распоряжается жизнями сотен миллионов людей и прочих живых существ как со своей, так и с чужой стороны. Скольких детей его воины оставили сиротами без крыши над головой, сколько женщин вдовами? Учитывая, что Боуну больше 120 лет, то и не счесть.
И вот, очередной сирота, оставшись без матери, клянётся генералу забрать его жизнь и жизни всех ему подобных — ублюдков, что смеют назначать цену чужой человеческой жизни и распоряжаться ею. Этим сиротой является главный герой истории Кондор Бруто.
Теперь коротко по целям: Боун стремиться одержать победу в войне и войти в историю как генерал воссоединивший разрозненную галактику. Кондор — желает мести Боуну и для этого он также стремится стать генералом Арагонских Стражей. Да, у Кондора есть ещё несколько ключевых целей, но сейчас мы говорим про антагонистов.
Можно ли считать Боуна хорошим антагонистом? Вполне. По крайней мере, его цели не являются какими-то запредельными (в теории), нам ясна их причина — он ведь генерал, другого ему в жизни не дано кроме как воевать и одерживать победы/поражения.
Можно ли сказать, что Боун с Кондором это враги навека? Да. Они солдаты разных армий, они убивали друзей друг друга и родственников. У них нет возможности ни коим образом избежать смерти кого-то из них. Пока жив один, другой не сможет спать спокойно.
Приведу пример другого хорошего, но уже не только по моему мнению антагониста — Гриффит из Берсерка.
Он идёт к созданию своего королевства по как в прямом, так и переносном смысле дороге устланой трупами тысяч друзей и десятков тысяч врагов. После некоторых событий у Гриффита полностью отпала эмпатия к чему либо. Есть только он и его мечта. Остальное не имеет значения. Даже тот единственный человек, которого он мог бы назвать своим другом. Тот единственный, кто действительно пошёл своим путём вопреки прихотям Гриффита был принесён им в жертву до своего предсмертного вздоха.
Ещё один пример хорошего антагониста — А Джи Тхе из Новый Амхен Оса (или "Повелитель призраков").
Древнее зло, что было обозлено на человеческий род за заточение, но после некоторых событий, спровоцировавших его освобождение, ему пресластилась власть над людьми, а не их уничтожение и его целью стало завоевание всего мира (альтернативная версия Земли, события происходят в альт-версии Кореи) дабы разделять и властвовать, а ещё плохо говорить про Бога. Немного банально, но так можно сказать и про Гриффита и Боуна, тут важен контекст и путь антагониста. Само собой я не буду их пересказывать даже вкратце, чтобы не спойлерить и просто потому, что мне лень.
А теперь рассмотрим плохих антагонистов.
Эрен Йегер — бывший изначально протагонистом, он становится главным злом в финале. Тут будет косвенный спойлер, поэтому кто планирует смотреть пролистайте.
В общем, уничтожить весь мир, чтобы твою нацию не булили, когда у неё и так есть союзники — это, конечно, мощно. Тут вопрос в том, что он собирался потом делать с полностью растоптанным миром, когда даже собственный остров (перевёрнутый Мадагаскар, если кто не в курсе) полностью разрушен и... ну и всё? Каменный век, медленное вымирание на руинах цивилизации, учитывая, что в таком случае титаны никуда не денутся, а Эрену придётся отдать кому-то их силы, то рано или поздно опять начнутся войны с пожиранием людей.
Карс из ДжоДжо 2. Это моя любимая часть данной франшизы. Она короткая, насыщена событиями, но мотивация антагониста это просто нечто...
Находясь на вершине земной эволюции, используя людей как еду и рабов, ему вдруг захотелось научиться жить под солнышком (при том, что пиллармены и так могут менять своё тело и тот же Вамм использовал потоки ветра, чтобы закрыться от лучей). Но для этого необходимо было собрать каменную маску и вставить в неё магический камушек. Это не понравилось его соплеменникам и, только вдумайтесь, чел вырезал весь свой народ супер-людей, не оставив в живых ни одной женщины.
Серьёзно, у чувака был один друг и после той бойни они ещё взяли на воспитание двух младенцев (кстати, я так и не понял, интересовались ли Вамм с Сантаной о своём происхождении, и почему не предъявили за родичей Карсу с Эйсидиси, с учётом того, что цель, а именно превознесение своей расы на вершину эволюции, им была известна). Более того, в связи с тем, что тело пилларменов покрыто желудочным соком который при касании мгновенно сжирает человека, они, вероятно, даже с человеческими женщинами род продолжить не смогли бы (разве что, с обладательницами хамона — владельцами солнечного боевого искусства и по совместительству — своими злейшими врагами).
И как итог, не найдя камень, они предпочли лечь в сон на 100 тысяч лет, чтобы проснуться во времена, когда человек станет царём природы, расплодиться так, что банально сил не хватит всех в ручную перебить, изобретёт переносные ультрафиолетовые лампы и, с учётом времени когда происходит вторая часть — ядерную бомбу, которую (ну лично мне так кажется) даже с регенерацией пилларменов не пережить.
И последние примеры не столько плохих антагонистов, сколько плохо прописанных. И тут сразу тройное комбо: Волан-де-Морт — плод любовного зелья, то бишь злой просто по своей природе. Хочет уничтожить всех маглов (люди не обладающие магией, если кто не в курсе) и даже полукровок, оставив, по итогу, только чистокровных магов, что будут ему служить. При этом, будучи едва ли не сильнейшим на свете магом он не смог наколдовать себе новый нос. Далее — профессор Мориарти. Почти тоже самое. Чувак слишком умный, чтобы жить спокойно и праведно, поэтому он, чисто из спортивного интереса, устраивает ограбления, убийства и т.д. Ну и как кульминация этого любой противник Джеймса Бонда на выбор.
Вот насчёт последних это настолько плохо, что... стало отдельным жанром. Один дебил хочет убить весь домашний скот и пшеницу (зОчем?), другой — сделать весь золотой запас Америки радиоактивным, кто-то пытался просто шантажировать мир АЖ целыми двумя ядерными бомбами или украсть там данные МИ-6 (ну классика). Но больше всего, мне понравился Милтон Крест у которого помимо стандартной цели выкрасть уникум чего-то там была вторая цель — надругаться над собственной женой. Можете больше не писать книги, лучше уже не будет.
Типа, я понимаю что желание быть самым сильным, умным и красивым это стандартная мечта каждого человека, но... Как правило за этим что-то стоит. Детская мечта, травма, бабёха и т.д.
Серьёзно. Взять к примеру меня, то я изначально хотел стать писателем, чтобы девчонка в которую я был влюблён подошла ко мне и сказала: "Вот это ты молодец, дай-ка я тебе отсосу". Максимально низменная цель, но такой уж я. Потом, само собой, у меня появилась мания величия и я просто хочу остаться в истории как известный писатель, чтобы потешить своё самолюбие.
А что вы думаете по поводу идеального антагониста?