Найти тему

Стратегии выбора жизненного пути у людей с разной степенью иррациональности мышления. Часть 2

Авторы статьи: Наталья Викторовна Антонова, Екатерина Андреевна Князева
Авторы статьи: Наталья Викторовна Антонова, Екатерина Андреевна Князева Аннотация Статья посвящена анализу связи иррациональности мышления и стратегий выбора жизненного пути.

Аннотация

Статья посвящена анализу связи иррациональности мышления и стратегий выбора жизненного пути.

Мы предположили, что иррациональность мышления, приводя к различным эмоциональным и поведенческим последствиям, влияет также на процесс выбора жизненного пути.

Цель исследования: проанализировать особенности выбора жизненного пути у людей с различной степенью иррациональности мышления.

Гипотеза: люди с различной степенью иррациональности \ рациональности мышления используют различные стратегии выбора жизненного пути, а именно:

  1. Преобладание иррациональности мышления связано с пассивными стратегиями жизненного пути, такими как: стратегия надежды, стратегия отсутствия альтернатив.
  2. Отсутствие иррациональности или его слабая выраженность связана с активными стратегиями выбора, такими как: стратегия ответственности, стратегия инициативы.
  3. Люди с рациональным мышлением более склонны к смешанным, а люди с рациональным мышлением - к «чистым» типам функционирования стратегии.

Выборка: 26 респондентов в возрасте от 16 до 52 лет (М= 23.12 SD= 8.45), из них 17 женщин, 9 мужчин.

Методы исследования:

  1. Методика А.Эллиса для изучения рациональности/иррациональности мышления (Каменюкин, Ковпак, 2008).
  2. Авторская методика, сконструированная на основе изучение идей о стратегиях выбора жизненного пути Абульхановой-Славской и методики Life line Дж. Штрутса (Цукерман, 2004), для рассмотрения выбора, как ключевого, влияющего на центральные жизненные пути.

Метод линий жизни, представляет структуру центральных линий, в которых реализуется и функционирует человек. Автор выделяет 10 центральных линий: 1. Семья родительская, 2. Семья собственная, 3. Образование, 4. Профессиональная деятельность, 5. Здоровье, 6. Общение, 7. Увлечения, 8. Социально-исторические процессы, 9. Жизнь в целом, 10. Отступления от социальных норм. Тем самым, нами была заимствована структура центральных линий жизни, для предоставления индивиду непосредственно выбора пространства, в котором разворачивалась история поворотного решения его личности. И вместе с заимствованным перечнем линий жизни из методики Дж. Штрутса, исследование стратегий приобретает широкое поле для анализа ситуаций выбора, изменивших в той или иной степени ход его жизни.

Мы предлагали респондентам бланк с изображением 10 линий жизни, и далее предлагали выбрать 3 основные, в которых, как они считают, они совершили выборы. Определяющие их жизнь. Далее предлагалось описать три ситуации выбора в каждой линии жизни, акцентирую внимание на эмоциях, целеполагании, и последовательности этапов реализации выбора: до, во время и после совершения выбора.

Анализ результатов по методике Эллиса производился с использованием R среды (корреляционный анализ, коэффициент Пирсона), дальнейший анализ проводился с использованием качественных методов.

Результаты исследования

  1. Результаты по тесту Эллиса

Выявил значимую корреляцию между шкалой возраста и иррациональным убеждением катастрофизацией, коэффициент корреляции Пирсона составляет r(63)= 0.43, p<0.05. Три другие группы убеждений не имеют значимой связи с возрастом. Связи между установками и образованием обнаружено не было. Преобладающее большинство выраженного наличия убеждения проявляется по шкале катастрофизации (18 из 26 случаев), а наименьшая вовлеченность убеждения проявляется в категории фрустрационной толерантности (5 респондентов с отсутствием выраженности, 16 с наличием, 5 выраженное наличие). Каждый из респондентов имеет преобладающую установку, а также установку в средней степени выраженности, и только 6 участников исследования имеют не полный набор установок, а именно отсутствие выраженности по одному из шкал иррациональных убеждений. Для сравнительного анализа со стратегиями выбора, была произведена группировка результатов данного блока в три группы, в соответствии с выраженностью иррациональности, тем самым: 1 группа – выраженная иррациональность (2 и более показателя «выраженное наличие» в 4 убеждениях); 2 группа – средняя иррациональность (1 и меньше «выраженное наличие», «наличие»); 3 группа – низкая иррациональность ( наличие категории «отсутствия» убеждения).

  1. Результаты по методике исследования выбора жизненного пути

В этой части работы проводился качественный анализ в соответствии с выделенными категориями (удовлетворенности- неудовлетворенности, наличия и отсутствия действия), а также через поиск слов маркеров, отражающих данные категории, вместе с категориями стратегий: ответственности, инициативы, надежды и отсутствия альтернатив. Каждому случаю таким образом присваивалась определенная стратегия. Так в сумме, был произведен анализ 78 случаем ключевого выбора, где распределение стратегий представлено в последовательности: 62 случая преобладания активной стратегии, с типологией ответственности, 10 случаев, отражающих стратегию активную инициативны, а также 5 ситуаций с пассивной стратегией надежды, и 1 стратегия с отсутствием альтернатив. Вместе с тем, из 26 респондентов, 16, по трем предоставленным ситуациям выбора, имеют единичную преобладающую стратегию, и 10 респондентов, имеют смешанную, с изменением стратегии в зависимости от представленной ситуации. Данное распределение мотивирует рассмотреть взаимосвязь линий жизни, в которой происходит описанная ситуация, и преобладающей стратегии. Так, было выявлено, что из 10 линий жизни, наиболее востребованной в области совершения ключевых выборов стали линии: образование (21 история), общение (17), и увлечения плюс «жизнь в целом» (9 историй), и вместе с тем, совсем не проявились с точки зрения ключевых выборов линии: «исторических событий» (0), «семьи собственной» (2), «отступления от социальных норм» (2). Однако, преобладающая степень вовлеченности активной стратегии с ответственностью встречается в области образования, что характеризует данную линию жизни, как деятельность, с востребованной субъектной позицией. Вместе с тем, пассивные стратегии, такие как, стратегия отсутствия альтернатив и надежды, встречаются более в категориях родительской семьи, и общения.

  1. Взаимосвязь иррационального мышления и стратегий выбора жизненного пути

Далее мы рассмотрели выраженность различных стратегий выбора жизненного пути у людей с различной степенью иррациональности мышления.

В зависимости от выраженности иррационального мышления мы поделили выборку на 3 группы: 1) выраженное наличие иррациональности 2) умеренное наличие иррациональности 3) отсутствие, низкая степень иррациональности. В каждой группе мы проанализировали преобладающие стратегии выбора жизненного пути. Были выделены два типа категорий стратегий: 1) единая стратегия (общая на все три ситуации выбора) и смешанная стратегия (с наличием более чем двух стратегий у одного респондента); 2) активная (активная ответственная, активная инициативная) – и пассивная (пассивная с надеждой, пассивная с отсутствием альтернатив). Процентное соотношение выраженности конкретной стратегии в определенной группе иррациональности высчитывается из общего количества представленных ячеек в одной группе иррациональности, где у каждой ячейки – респондента, имеется преобладающая стратегия или группа стратегий. Таким образом, из общего количества представленных стратегий и их коалиций на общей платформе конкретной группы иррациональности, высчитывается сначала суммарное, а в последствии, процентное количественное отношение каждой представленной стратегии в данной группе. Впоследствии, процентное отношение выраженности стратегий сравнивается между группами иррациональности мышления.

Проведенный анализ показал, что в первой группе с высокой выраженностью иррационального убеждения и второй группе со средней выраженностью иррационального убеждения преобладает единичная стратегия выбора (77% единичной стратегии, 33% смешанной). В первой группе с высокой иррациональностью: 75.9 % стратегии активной ответственности, 20.4% активной инициативной, 3.7% пассивной без альтернатив. Во второй группе со средней иррациональностью: 87 % активной ответственной стратегии, 3.7.% активной инициативной, 9.3% пассивной с надеждой (рис. 1).

Авторы статьи: Наталья Викторовна Антонова, Екатерина Андреевна Князева Аннотация Статья посвящена анализу связи иррациональности мышления и стратегий выбора жизненного пути.-2

В группе респондентов с низкой выраженностью иррациональности (Рис. 2) преобладает смешанная стратегия (83% смешанных стратегий функционирования и 17% единичной стратегий). Ровно половина респондентов имеют преобладание активной ответственной стратегии (50%), и имеют равное распределение между активной инициативной и пассивной с надеждой (25%).

Таким образом, чем ниже иррациональность, тем более востребованы смешанные стратегии, что говорит о большей гибкости респондентов в ситуациях жизненного выбора. Люди с иррациональным мышлением более привязаны к единой стратегии выбора в различных ситуациях.

Авторы статьи: Наталья Викторовна Антонова, Екатерина Андреевна Князева Аннотация Статья посвящена анализу связи иррациональности мышления и стратегий выбора жизненного пути.-3

В целом было выявлена тенденция к более частому использованию активных стратегий респондентами данной выборки. Интересно, что наша гипотеза относительно преобладания активной стратегии у людей с рациональным мышлением не подтвердилась. Очевидно, такие люди выбирают различные стратегии в зависимости от типа ситуации. В то же время, преобладание активных стратегий выбора у людей с иррациональным мышлением было неожиданным и, на наш взгляд, заслуживает дальнейшего исследования.

Выводы

  1. Взаимосвязь между стратегией выбора жизненного пути и иррациональностью мышления присутствует, однако не является линейной и однозначной; возможно наличие опосредующих переменных.
  2. Люди с рациональным мышлением склонны к смешанным стратегиям выбора жизненного пути, то есть выбирают стратегию в зависимости от ситуации. Люди с иррациональным мышлением более привязаны к единой стратегии.
  3. В целом респондентам более свойственны активные стратегии выбора жизненного пути независимо от степени иррациональности мышления.

Список литературы

  1. Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. — М., 1991.
  2. Бек А., Фримен А. Когнитивная психотерапия расстройств личности. - СПб.: Питер, 2019. - 448 с.
  3. Большой энциклопедический словарь (1991—2002)
  4. Каменюкин А.Г., Ковпак Д.В. Антистресс-тренинг. – СПб.: «Питер», 2008. – с. 201-205
  5. Логинова Н. А. Жизненный путь в трудах Б. Г. Ананьева. СПб., 2005
  6. Рубинштейн С. Л. Человек и мир. — М., Наука, 1997. — С. 95.
  7. Цукерман Г.А. Психология саморазвития. СПб., 2004.
  8. Эллис А., Макларен К. Рационально-эмоциональная поведенческая терапия. — РнД.: Феникс, 2008.
  9. Beck A. T. Cognitive models of depression. // Journal of Cognitive Psychotherapy: An International Quarterly. 1987. - Vol. 1. - P. 5-37.
  10. David D., Schnur J., Belloiu A. Another Search for the "Hot" Cognitions: Appraisal, Irrational Beliefs, Attributions, and Their Relation to Emotion // Journal of Rational-Emotive & Cognitive-Behavior Therapy 2002. - Vol. 20. - № 2. - P. 93-131
  11. Kaygusuz C. Irrational Beliefs and Abuse in University Students' Romantic Relations // Egitim Arastirma-lari - Eurasian Journal of Educational Research. - 2013. - Vol. 13. - P. 141-156.
  12. Ellis A. The role of irrational beliefs in perfectionism // Perfectionism: Theory, research, and treatment / G. L. Flett & P. L. Hewitt (Eds.). - Washington, DC, US: American Psychological Association, 2002. - P. 217229. - URL: http://dx.doi.org/10.1037/10458-009.
  13. Payne J. M., Bettman J. R. and Luce M. F., When time is money: Decision behavior under opportunity-cost time pressure. /Organizational Behavior and Human Decision Processes, 1996, 66(2), 131–152.
Авторы статьи: Наталья Викторовна Антонова, Екатерина Андреевна Князева Аннотация Статья посвящена анализу связи иррациональности мышления и стратегий выбора жизненного пути.-4

Когнитивно-поведенческая терапия является терапией первой помощи при большинстве ментальных расстройств. Начните изучать КПТ-техники с опытными наставниками на Декадниках Базового курса КПТ, которые стартуют в Санкт-Петербурге 20 февраля 2023 года.