С каждым годом расширяется покрытие интернета, но некоторые россияне им по-прежнему не пользуются. Возможные причины Институт статистических исследований и экономики знаний (ИСИЭЗ) НИУ ВШЭ проанализировал на основе данных официальной статистики.
Главные выводы:
- Доля домохозяйств, не имеющих доступа в интернет, в России за последние семь лет снизилась примерно вдвое: с 30,1% в 2014 г. до 16% в 2021 г. Сокращается разрыв между городом и сельской местностью: в 2014 г. величина показателя различалась на 18 п.п., в 2021 г. — на 8 п.п. Но сохраняется значительный уровень дифференциации по регионам. В некоторых субъектах РФ не подключены к интернету менее 5% домохозяйств: в Ямало-Ненецком автономном округе (1,5%), Магаданской области (2,7%) и Чеченской Республике (3,8%). В ряде других регионов доля таких домохозяйств превышает 25%: республиках Марий Эл (28%) и Мордовия (26,3%), Новгородской (27%) и Орловской (25,5%) областях.
- Последовательно уменьшается и доля россиян, которые никогда не выходили в сеть: в 2018 г. она составляла 18% в среднем по стране, в 2021 г. — уже 12%. Никогда не пользовались интернетом 9,9% мужчин и 14,5% женщин; среди сельских жителей — 17,6%, городских — 10,7%. Заметен разрыв и по уровню образования: только 3,3% россиян с высшим образованием и выше никогда не пользовались интернетом, а среди тех, кто не имеет основного общего образования, — 40,4%.
- 90,1% россиян, которые никогда не пользовались интернетом, — лица в возрасте 55 лет и старше. Причем если в категории до 55 лет доля тех, кто не пользуются интернетом, не превышает 5%, то в возрастной когорте 55–64 лет — 12,9%, в группе 65–74 лет — 35,5%, а среди лиц в возрасте 75 лет и старше — 69,3%.
- Главная среди причин неиспользования интернета — нежелание или недостаток интереса: на этот фактор указали 69,1% россиян, никогда не выходивших в сеть. За ним следует недостаток цифровых навыков (37%). На финансовые причины обращает внимание каждый десятый россиянин (10,4%) среди тех, кто никогда не пользовался интернетом.
По ссылке можно ознакомиться с более подробными данными.