6,6K подписчиков

Русский, советский и владимирский тяжеловозы: особенности и отличия

8,7K прочитали

Эти три породы тяжеловозов появились на территории России всего за последние полтора века. Они во многом похожи друг на друга, поэтому некоторые конники задаются вопросом: «А в чём разница?» В этой статье я решила понятным языком рассказать о том, что их объединяет и чем они различаются.

Предпосылки новых пород

В 18 веке Пётр I завёз голландских и датских тяжеловозов в Россию. В Воронежской области, в поместье графа Орлова рядом с рекой Битюг, эти жеребцы были скрещены с местными кобылами. Так появился Битюг - очень крупная лошадь, до 178 см в холке, с красивыми щётками на ногах.

Такой тяжеловоз славился превосходной выносливостью и грузоподъёмностью. Но, увы, в 19 веке порода стала исчезать, а во время гражданской войны оказалась полностью потеряна. На данный момент на основе старой битюгской лошади воссоздана Воронежская упряжная.

Воронежская рабоче-упряжная лошадь. Картина 1937 г. Возможно, самый близкий визуальный вариант того, как выглядел прежде битюг.
Воронежская рабоче-упряжная лошадь. Картина 1937 г. Возможно, самый близкий визуальный вариант того, как выглядел прежде битюг.

Однако именно в 19 веке первая, и на тот момент единственная порода тяжеловоза, выведенного на Руси - исчезла. А мелкие местные лошадки, используемые под крестьянские нужды, не всегда выдерживали желаемые нагрузки.

Поэтому в 1886 году была создано Гаврилово-Посадская государственная конюшня, на которую были заново закуплены жеребцы Клейдесдалей и сразу начали активно скрещиваться с мелкими местными кобылами. Так зародился владимирский тяжеловоз.

Почти параллельно с этим пошла мода на арденов. В результате к 1904 году 376 ферм на Руси разводили эту породу (в том числе Деркульский и Хреновской конные заводы). Тогда же началось скрещивание арденов с различными упряжными кобылами, чаще брабансонами. Это были первые шаги к созданию русского тяжеловоза.

При этом брабансоны и суффольки в конце 19 века стали завозиться в Нижегородскую губернию и Мордовию. Эти лошади до 180 см в холке не очень прижились в российском климате, поэтому довольно быстро оказались скрещены с местными породами. Их потомки в дальнейшем станут советскими тяжеловозами.

Советский тяжеловоз
Советский тяжеловоз

Получается, что так исторически сложилось: в отсутствие собственного тяжеловоза, попытки его создать стали предприниматься в Российской Империи одновременно в нескольких разных местах и на основе разных кровей.

Становление новых пород

Местные помеси Клейдесдалей в Гаврилово-Посаде в начале 20 века получили улучшение от завезённых Шайров. После чего несколько десятилетий потомки этих лошадей развивались сами в себе и были признаны официальной породой «владимирский тяжеловоз» в 1946 году.

Русский тяжеловоз, задолго до того, как стал отдельной породой, носил название «русский арден». После революции заводчики потомков тех арденов, что остались в живых, начали вести целенаправленную племенную работу. В результате в 1952 году порода была зарегистрирована как «русский тяжеловоз».

Русский тяжеловоз
Русский тяжеловоз

В Починковском и Мордовском племенных табунах в ходе революции лошади оказались предоставлены сами себе и бесконтрольно скрещивались внутри табуна вплоть до 30-х годов. В результате порода по факту создала сама себя, стали появляться жеребята с устойчивыми генетическими признаками и в 1952 году, официально получила название «советский тяжеловоз».

Особенности пород

Русский тяжеловоз – это не крупная упряжная лошадь, гармонично сложенная и пригодная для сельского хозяйства. Изначально при создании породы рост в холке достигал 135-143 см, позже дошёл до 146-148 и на данный момент у жеребцов может достигать 153 см и 600-700 кг веса, а у кобыл 151 см и 580-650 кг.

Советский тяжеловоз гораздо более грузоподъёмен. Высота в холке 155-170 см, вес жеребцов около 900 кг, кобыл около 700 кг. По своей тягловой мощи советский тяжеловоз равносилен трактору Т-40 АМ. Абсолютный рекорд – это 23 тонны веса, сдвинутые с места на расстояние 23 метра. С грузом в 1,5 тонны одинокий советский тяжеловоз может даже спокойно идти рысью. Такая порода больше подходит не для частного крестьянского хозяйства, а для крупных сельских производств.

Владимирский тяжеловоз менее массивен, чем советский. Высокий рост в 163-170 см в холке, со сравнительно небольшим для такого тежяловоза весом - у жеребцов до 760 кг, у кобыл до 625 кг. Из-за чего они менее грузоподъёмны, чем советские тяжеловозы, но более резвы. К тому же благодаря крови Клейдесдалей и Шайров, имеют очень красивый экстерьер и фризы на ногах, которые почти полностью исчезли у русского и советского тяжеловозов в процессе выведения.

Владимирский тяжеловоз.
Владимирский тяжеловоз.

Для чего тяжеловозы используются в современности

Русский тяжеловоз в силу своего небольшого роста подходит если:

  • нужна неприхотливая в еде и содержании лошадь;
  • нужно перевозить не слишком тяжёлые кареты/телеги;
  • есть мечта о некрупном тяжеловозе для конных прогулок и фотосессий.

Владимирские тяжеловозы в первую очередь отличаются своим высоким ростом, более грациозными движениями, шикарным экстерьером и фризами на ногах. Поэтому начинают приближаться к лошадям шоу-класса, благодаря чему очень популярны во время манежных выступлений и фотосессий. К тому же, благодаря повышенной резвости, хорошо себя показывают на конных прогулках, в некоторых местных соревнованиях и даже могут улучшать другие породы, например, рысистые.

Советские тяжеловозы, к сожалению, гораздо ближе к исчезновению, чем их собратья. Ведь использовать их стоит в первую очередь именно для перевоза очень крупных тяжестей, а эту нишу давно заняли машины и тракторы. А для небольших грузов частного хозяйства, русский или владимирский тяжеловозы подойдут гораздо лучше. Так что, возможно, через несколько десятилетий и об этой породы мы станем говорить исключительно в прошедшем времени.

Автор: руководитель проекта "Конники России".

Другие статьи про тяжеловозов на нашем канале: