(Из книги Алены Селивановой "Об ангелах и о Вечности")
УМИЛА:
Однако что здесь — начало? Ведь речь о вечности! Начало же представляет собой момент времени.
ЕСИН:
Но знает и вечность нечто, созвучное по смыслу с НАЧАЛОМ. Хоть и подобные созвучия приблизительны. Рождение, например. Являет ли оно собою начало? Да, так можно сказать. Однако ведь из этого получается, что небезначален и сам Сын Божий. Поскольку о нем известно: Сын есть превечно РОЖДАЮЩИЙСЯ во недре Отчем. Значит и у Превечного есть начало. У этого из Превечных по крайней мере. Только, пожалуй, тут правильнее будет сказать: Начало. Ибо начальствует Сын любому, что есть во времени. Как и любому даже, что есть у вечности. Отсюда и происходит, наверное, одно из величальных имен Христа-Даждьбога: Начало начал.
«Есть имя, которого
Не смеют коснуться дыханья.
Светлее, чем свет,
Древней, чем начало начал.
Мы шли по последней черте,
За которой молчанье:
Нас уже (ещё?..) нет, но
Имя — продолжает звучать…»
(Аквариум, Время N, 2018)
Так именно, потому что Начало начал постарше, чем даже и начало времен. Хоть и не по времени старше, конечно же, поскольку времени до начала времен и не было.
УМИЛА:
Но что-то было и до начала времен, пребывая себе спокойно в славе Господней. Хоть и ничего не могло явиться, конечно, до Начала начал. Ибо сказано: «В начале бе Слово, и Слово ко Богу бе, и Слово Бог бе. Сей бе искони ко Богу: и вся тем быша, и без него ничесоже бысть, еже бысть» (Ин 1:1—3).
Ангелы, например, существовали до начала времен, и некоторые из них помнят себя НАЧАЛАМИ (Рим 8:38; Кол 1:16; а также: Еф 1:21). И чин у таковых помнящих выше вообще ангельского, и выше даже архангельского, как учит о бесплотных духах небесных официальная церковь.
ЕСИН:
Так именно. Причем у знающих величальное имя Христа такое, как Начало НАЧАЛ, и не возникнет охоты с этим поспорить. Поскольку только Превечное может быть именовано бытием ВООБЩЕ: таким, то есть, по сравнению с коим и даже вечные ангелы только ЧАСТНОСТИ.
И вот, однако, какую завораживающую странность из оного видеть можно. Ведь: как Сын превечно рождается в недре Отчем, так точно и Дух превечно исходит из этого недра Отчего же… Но ангелы-то есть кто? Духи. А сие странно! По той причине, что Дух, исходящий превечно из недра Отчего, суть Един.
Далекий от любомудрия возразил бы: ну так и что? Случается и такое: вот одно что-либо, а рядом такого же рода еще и многое — разве нет? Однако на самом деле тут очевидна СТРАННОСТЬ: ее распознает ум, настроенный любомудрием (испорченный заумью — съязвит не-любитель гиперборейской философии). Так еще Парменид Элейский — за пять веков до Р.Х.! — отказывался считать реальным не только движение, но и множественность!
УМИЛА:
Забавно, что Диоген Собака, услышав от последователей Парменида о нереальности как движения, так и множественности, — сначала молча ПЕРЕСЧИТАЛ сих последователей по пальцам, а после выполз из бочки да принялся пред ними… ХОДИТЬ!
ЕСИН:
…Не замечая, сколь опрометчиво полностью доверяться свидетельству земных чувств! Ровно как два века назад опрометчивость эту легким танцем пера изобличил Пушкин:
«Движенья нет, сказал мудрец брадатый.
Другой смолчал и стал пред ним ходить.
Сильнее бы не мог он возразить;
Хвалили все ответ замысловатый.
Но, господа, забавный случай сей
Другой пример на память мне приводит:
Ведь каждый день пред нами солнце… ходит!
Однако ж прав — упрямый Галилей»!!
(1821)
(фото из сети интернет)