2,6K подписчиков

Конь железный. Пятый всадник русского Апокалипсиса - боевой самокат

114 прочитали

  Велосипеды в России появились еще в середине 19 века. Выглялели они тогда необычно, а из-за отсутствия колесных камер были очень тряскими. Отсюда и получили свое народное прозвище - "костотрясы".

Велосипеды в России появились еще в середине 19 века. Выглялели они тогда необычно, а из-за отсутствия колесных камер были очень тряскими. Отсюда и получили свое народное прозвище - "костотрясы". Вначале,они были модными предметами богемной жизни, их привозили из Европы столичные аристократы, "золотая молодежь" того времени. Модники из глубинки старались не отставать - новое европейское веяние не оставляло равнодушным никого - первые велосипеды в России были изготовлены кузнецами, а некоторые и вовсе были деревянными.

  Велосипеды в России появились еще в середине 19 века. Выглялели они тогда необычно, а из-за отсутствия колесных камер были очень тряскими. Отсюда и получили свое народное прозвище - "костотрясы".-2

"Костотрясы" оказались удобной штучкой. Их качества быстро оценили и обычные пешеходы и служащие многих ведомств. В конце 19 века в Москве и Петербурге уже были полноценные Велосипедные сообщества. Тогда же началась борьба велосипедистов за свои права, которая идет до сих пор. Вначале, большие государственные чины, с седыми бородами и увешанные орденами, сочли велосипед игрушкой, а езду на нем - шалопайством.

  Велосипеды в России появились еще в середине 19 века. Выглялели они тогда необычно, а из-за отсутствия колесных камер были очень тряскими. Отсюда и получили свое народное прозвище - "костотрясы".-3

Поэтому, долгое время "костотрясы" использовались только за городом или в манежах. И только в 1892 году вышло постановление о разрешении велосипедной езды в Петербурге! Да и то, произошло это, видимо, из-за того, что царская фамилия не желала ограничений в своем увлечении. К слову, председателем Петербурского общества велосипедистов тогда был Великий князь Сергей Михайлович. Поначалу, армия не смогла оценить все достоинства велосипедов или самокатов, как их еще тогда называли. Хотя, небольшое количество самокатных команд в армии было. В основном, они использовались как вестовые при штабах. Велосипеды для этих военнослужащих закупались за рубежом - во Франции, у фирмы "Пежо".

  Велосипеды в России появились еще в середине 19 века. Выглялели они тогда необычно, а из-за отсутствия колесных камер были очень тряскими. Отсюда и получили свое народное прозвище - "костотрясы".-4

Много раз отечественные энтузиасты выходили на военных с предложениями по армейскому образцу велосипеда. Однако, в Генштабе по прежнему считали двухколесную машину игрушкой и спортинвентарем, а езду на ней - по сути, баловством. То ли дело, боевой конь и дедовская сабля! Поэтому, ни один из предлагаемых образцов принят не был. А потом началась Первая мировая война....Понадобился год жесточайших боев, чтобы генералам стало понятно, что самокату не нужно ни овса, ни воды чтобы преодолевать 120 километров в сутки. Он не отдыхает и не болеет. А самокатные роты противника и европейских союзников действуют как мобильная пехота, демонстрируя невероятную эффективность.

  Велосипеды в России появились еще в середине 19 века. Выглялели они тогда необычно, а из-за отсутствия колесных камер были очень тряскими. Отсюда и получили свое народное прозвище - "костотрясы".-5

И вот, решено! В российской армии начато развертывание отдельных самокатных рот. Правда, выяснилось, что самокатов для них нет...Снова начались испытания отечественных образцов и снова дело уткнулось в военный менталитет. Оснастить транспортом уже сформированные роты генералы предложили снова французскими велосипедами...В итоге, огромный заказ снова был размещен на заводе "Пежо", и вскоре русские самокатчики получили иностранные велосипеды устаревшего образца.

  Велосипеды в России появились еще в середине 19 века. Выглялели они тогда необычно, а из-за отсутствия колесных камер были очень тряскими. Отсюда и получили свое народное прозвище - "костотрясы".-6

Технические условия на отечественный образец появились только в конце лета 1915 года. Заказ был размещен на фирме "Дукс", выпускавшей велосипеды с конца 19 века. Кроме того, фирма занималась выпуском самолетов и дирижаблей. Менее полугода инженерам "Дукса" понадобилось на то, чтобы разработать, изготовить, испытать, доработать и приготовить к массовому производству первый русский армейский велосипед. Назвали его "Дукс Боевой".

  Велосипеды в России появились еще в середине 19 века. Выглялели они тогда необычно, а из-за отсутствия колесных камер были очень тряскими. Отсюда и получили свое народное прозвище - "костотрясы".-7

Модель была складная, в сложенном виде переносилась на спине бойца с помощью специальных лямок. Однако, драгоценное время было упущено - на заводе "Дукс" к тому времени не хватало мощностей для массового выпуска самокатов - он был загружен производством самолетов. А между тем, фронту требовалось все больше и больше велосипедов, а военные судорожно искали решение этой резко обострившейся проблемы. В итоге, патент на производство "Дукса Боевого" был выдан "Фабрике велосипедов и автомобилей А.Лейтнера". Предприятие было эвакуированно из Риги и находилось в Харькове. После заключения военного контракта с фабрикой, производство на "Дуксе" было прекращено.

Складной военный велосипед «Дукс Боевой» г.Москва, Политехнический музей.
Складной военный велосипед «Дукс Боевой» г.Москва, Политехнический музей.

Едва освоившееся в эвакуации фабрика взялась исполнять заказ в условиях нехватки материалов, рабочих рук и времени. Однако, ни разу не сорвало сроки поставок продукции и работало до самого конца - до ноября 1917 года. За это время "Фабрика А.Лейтнера" выпустила около 3500 штук "Дукса Боевого". Кроме того, завод "Дукс" на начальном этапе производства велосипеда произвел 682 единицы. В Русской Армии за все время было сформировано 32 самокатные роты, отметившиеся на всех фронтах Великой войны. Велосипед "Дукс Боевой" сегодня - невероятный раритет. Сохранилось всего несколько штук, причем только благодаря невероятным работам по их поиску и реставрации нескольких отечественных коллекционеров.